expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

Жизнь первого класса. Продолжение

Навигация Детские темы

Продолжаем исследовать немецкую школу по мотивам очередного родительского собрания. Несколько любопытных (на мой взгляд) фактов, немного о содержании уроков, школьные шрифты...

1. Как работает местное самоуправление в нормальных странах. В понедельник были какие-то проблемы с дорогами к школе, насколько я поняла, людей засыпало листьями (листья платанов - размером в 3-5 кленовых, если эти лопухи все валятся одновременно, то это серьезный засып). Центр деревни, где мы живем, собственно, тоже засыпало, просто там лучше и чаще чистят, поэтому мы не слишком это почувствовали. Но сразу несколько человек на собрании заявили: Да, и я позвонила в ратушу! Да, и я позвонила директору, это возмутительно! Да-да, я позвонила г-ну Н. из попечительского совета! Не сомневаюсь, что все эти господа долго извинялись и объясняли, что они предприняли все возможные меры. Вот так вот.

2. В школе работает некий семейный терапевт, который проводит с детьми уроки здоровья по программе "Здоровье-2000". Программа для школ платная, но нашей школе оплачивает спонсор. Здоровье подразумевается физическое и душевное. На этих уроках рассказывают, как расслабляться, как справляться со своими чувствами и как реагировать на чувства других, как уметь слушать, как функционирует дыхание, какие вещества полезные для организма, а какие вредные. Тетенька-терапевт во время своего рассказа сидела на столе, подогнув ногу по-йоговски.

3. Учебники выбираются не самим учителем, а принимаются для всей школы. Но они могут высказать свое недовольство, тогда в следующий раз можно надеяться на смену программы. Проводятся общеучительские конференции всех учителей начальной школы и учителей из старших классов, где они обмениваются своими мнениями о том, кто где не доработал, и о программах / учебниках.

4. Класс у нас "беспокойный" и шумный. Еще бы, 23 человека, на одного мальчика больше, из них четыре плохо говорят по-немецки. Поэтому учительнице приходится в два раза чаще выходить на паузы на улицу. Кроме этого, они делают перерывы на игры, на гимнастику вокруг стула. Четких академических часов нет.

5. В классе работают маленькими группами, большими группами, индивидуально - учитель с двумя детьми уходит назад, а остальные выполняют общее задание. Материал и задание объясняет учитель, а иногда задание могут объяснить "эскперты" - дети, у которых получается лучше других.

6. Дети могут в любой момент пойти налить себе воды, которая стоит в углу у окна, кроме тех случаев, когда учитель у доски, и выйти в туалет, не отпрашиваясь.

7. У первого класса 6 уроков немецкого в неделю, 2 английского, 5 "человек, природа, культура" (буду его называть окружающий мир, как у нас было), 5 математики, 2 спорта, 2 религии.
При этом, кроме отдельных спорта и религии, остальные изучаются, как у нас любят, комплексно. Окружающий мир объединен с искусством и музыкой. И мешаются они регулярно с дойчем и математикой. Вот они проходили яблоки и тему фрукты-овощи. Тут же считали яблоки. Тут же писали эти слова. Делали портреты по образцу Арчимбольдо. Читали "Голодную гусеницу", рисовали ей сапожки, маршировали как голодная гусеница и слушали ее по-английски.
Теперь у них тема "транспорт, безопасность на улице" и английская кенгуру Салли попала под машину. Ну и так далее в том же духе. Очень многое объясняется с помощью наручных кукол, что работает превосходно, на удивление. Кроме классного зверя, в нашем случае ворона Руди, есть еще англичанка Салли и приходящие друзья Руди.

8. Английский в начальной школе исключительно устный. Чтение и письмо вынесены в пятый класс, чему я сильно рада, хватит нам и двух азбук.

9. Получили объяснение по методике изучения чтения через письмо. На самом деле, методика у них смешанная. Параллельно "таблице письма" они изучают буквы и пробуют их читать, что я считаю более адекватным, чем чистая методика чтения через письмо. Недостатки метода учительница прекрасно понимает. Ребенок должен очень отчетливо понимать, как звучит слово, а это очень "здорово" в условиях швебиша и четырех плохо говорящих, не говоря уже о такой ерунде, как не выговариваемые детьми буквы. Плюс сложности с некоторыми звуками, которые могут обозначаться разными буквами (вроде ф и фау), плюс проблемы правописания, вроде удвоения согласных, оглушения на конце и тп. Чтобы минимизировать эти недостатки, она выбирает слова, которые имеют минимальные проблемы и наиболее отчетливое звучание, и корректирует сложные написания вроде Sonne ("ты знаешь, взрослые здесь пишут две буквы н"). Но она считает, что эта методика лучше стандартного букваря.
Я так думаю, что к моменту, когда простые слова уже кончатся, дети должны научиться читать, иначе начнутся кошмары с правописанием. Поэтому купила букварь (Meine Fibel). Мы бодро отзанимались по первым примерно шести страницам. Дальше взяла паузу, чтобы не бежать впереди паровоза. Эта книга мне понравилась. Читают словами с первых же букв, благо немецкий это позволяет. Сложные слова заменяются картинками.
Если будете покупать фибель, обратите внимание: есть еще мильденбергская методика написания слогов красным и синим (ее поругивают, что дети с трудом переходят на черный текст).

10. Рассказали про новый шрифт - Grundschrift. Наша школа оказалась в числе тех, кто осваивает новый школьный шрифт. За что ей мое большое родительское спасибо. С нашими-то ручными проблемами это просто спасение.
Расскажу немного про школьные шрифты.
Существует несколько принятых в Германии школьных шрифтов. Картинки из ВИкипедии.
Исторически исходный - латинский (Lateinische Ausgangsschrift, LA). Этот шрифт был принят в ФРГ и сменил готический курсив - старинный шрифт с завитушками. Очень похож на тот латинский шрифт, которому нас научили в школе на английском. В современном варианте выглядит так:

латинский шрифт

В ГДР был принят довольно похожий на него Schulausgangsschrift (SAS).

школьный шрифт

Vereinfachte Ausgangsschrift (VA) - это "упрощенный" латинский шрифт, который был принят, чтобы облегчить жизнь школьникам. Я бы сказала, что уж лучше тогда латинский, этот получается неразборчивым.

упрощенный шрифт

Каждая федеральная земля принимает закон, из каких шрифтов могут выбирать школы земли. В некоторых землях установлен только один шрифт (как "повезло" Саксен-Анхальту и Шлезвиг-Гольштайну - у них упрощенный шрифт обязателен). Каждая школа на школьной конференции устанавливает, какой шрифт она использует. Если ребенок переходит из школы в школу, он имеет право не переучиваться и писать так, как научился.

Новый Grundschrift опробируется с 2011 года. Его суть в том, что буквы не пишутся сплошняком, а соединяются только тогда, когда есть соединение, то есть только хвостом. Вот у нас есть m - у нее хвост, поэтому следующая буква подсоединяется, а вот s, она без хвоста и пишется с другого конца, поэтому ее пишут с отрывом, без соединения как спереди, так и сзади. Вид букв очень близок печатному шрифту. То есть, изучив только печатные буквы, дети бодренько просто начинают их соединять.
Я понаблюдала, как пишу сама, и поняла, что так, собственно, и пишу латинские буквы - это просто удобнее.

основной шрифт

Посмотрела росскийские прописи, это ж какой-то кошмар, ну не пишут так люди, это неудобно. Верхнее соединение из о, верхнее из в. Родину выводим старательно из-под Р букву о с соединением.

11. Еще одна вещь, которая мне нравится, - это тетрадки с разлиновкой под первое письмо (Schreiblernheft, A5, Lineatur 0). Я их взяла для отработки русского. На строчке нарисован домик. Как детям объясняют, большие буквы имеют крышу, маленькие буквы пишутся в середине, а некоторые буквы спускаются в "подвал". Наклон не нарисован, что меня, как мамы леворукого, более чем устраивает.

Tags: дети, школа в Германии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments