expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

"Энциклопедия" мелкого хозяйства. Ч. 1

Навигация Детские темы

Пару месяцев назад мой младший ребенок пошел в игровую группу. Шикарный вариант этот (3 раза в неделю по 3 часа, 10 детей и две воспитательницы) встречается далеко не везде и не удивительно, что нам пришлось отстоять более чем годовую очередь, чтобы туда попасть. Но дело не в рекламе садика как такового, а в том, что мне очень нравится, как они занимаются развитием мелкой моторики. Что сподвигло меня собрать все, что мне на эту тему попадалось.
Общепринятым является заявление, что развитие мелкой моторики развивает речь. Я же уверена в том, что дело в сочетании характер + наследственность + насколько много с ребенком говорят. Во время занятий по развитию моторики с ребенком много говорят - чем больше говорят, тем лучше он говорит, с поправкой на его личные особенности. Сомневаюсь, что кто-то проводит эксперименты по молчаливому развитию мелкой моторики с целью проверить, насколько это развивает речь.
Но как бы эти занятия ни влияли на речь, они действительно необходимы: здесь в школу идут очень рано, в школе надо будет писать, вырезать, клеить и т.п., а эти навыки развиваются достаточно медленно, поэтому откладывать их развитие на последний год перед школой не стоит. Тем более что, сказать, что большинство детей как-то особенно любят сортировать и выполнять прочие подобные утомительные действия, нельзя, приходится это делать спонтанно, как бы случайно и не слишком часто, чтобы каждый раз это было как будто что-то новенькое.

Все многочисленные занятия по развитию моторики можно свести к нескольким категориям, дальше начинается только лишь ваша фантазия по выбору материалов и сопровождающим завлекающим маневрам.

1. Ощупывание и перебирание. От 6-8 месяцев под строгим присмотром.

Материал: крупы (крупные) - крашеные и некрашеные, деревянные шарики разных размеров и деревянные игрушки с разными деталями, колокольчики, крупные пуговицы, разноцветные помпоны, мотки шерстяных ниток, туалетная бумага.
На улице: трава, листья, шишки и все остальное, что можно в дом принести.
Способы:
- крупу насыпаем в емкость, например в прозрачную коробку, засовываем туда же леговские игрушки, или резиновых зверей, или маленькие машинки/паровозики, или пуговицы/шарики, или... и ищем "сокровища" (пресловутые сенсорные коробки).
- крупу рассыпаем по мешочкам для лаванды и даем щупать
- делаем коврик или "развивающую" книжку.

* Как покрасить крупы. Я делала двумя способами: 1) оставляла на ночь в окрашенной пищевыми красками воде, а утром высушивала (не очень понравилось, часть размякла, потом прилипла к бумаге при высыхании), 2) красила в пакете с небольшим количеством спирта и пищевыми красками. Лучше всего окрасилась кукурузная крупа, рис стал после окраски ломким, горох покрасился только частично, макароны изменили цвет (так, фиолетовый из красного и синего вообще не получился, а вышла какая-то "морская волна").

** Как я делала коврик: взяла детский пододеяльник, разделила на 4 полосы, туда засунула колготки, в которые насыпала разные крупы, разделяя их швом; сверху нашила массажные губки для спины, пуговицы и мелкие плоские игрушки для хождения "по камушкам". Особенно сильно из круп ногами ощущается горох (локтями на него опираться тоже крайне неприятно).
Мое имхо. Это больше развлечение для мамы и проявления ее творческих способностей. После пары месяцев, потраченных на коврик, видеть, как дети старательно коврик игнорируют, довольно неприятно. Поэтому, на мой взгляд, более разумное сочетание: резиновый массажный коврик или подушка + игры с крупами по настроению и востребованности. Если все же делать коврик, то делать его меньше (приблизительно 60 на 40 см), и желателен резиновый низ, а иначе все это сворачивается, несмотря на тяжелый наполнитель.

1.JPG 2.JPG 3.JPG


2. Удочка, лабиринты, пирамидки. Удочка в зависимости от размеров деталей - может быть уже от года. Лабиринты и пирамидки уже до года.

Об этих покупных игрушках уже писала: здесь и здесь.

3. Пересыпание, просеивание и переливание. Ближе к году и до школы.

Материал: крупы (можно уже более мелкие), вода - крашеные и некрашеные, различные емкости (бутылки, стаканчики из-под йогуртов, нестеклянные банки из-под питания, ведерки, чашки, лейки с разными насадками, сито, воронка, пипетка, шприц.
Способы:
- оборудовать место (лучше всего отправить летом на балкон) и выдать материалы. Дети готовы этим заниматься очень долго, особой "рулежки" процессом не требуется, но надо быть готовым к конечному "бабаху".
- воду можно подкрасить и смотреть, как смешиваются цвета
- соединить две бутылки и пересыпать/переливать

4.JPG 5.JPG

10.JPG 11.JPG


4. Сортировка, раскладывание, вылавливание и запихивание. От полутора плюс/минус полгода.

Материал: крупы (крупные: фасоль разного цвета, горох), ватные мячики (Wattekugeln), пенопластовые (стиропоровые) шарики и другие формы, деревянные шарики, пробки от бутылок, крышки от детского питания, пуговицы, детские кубики для постройки городов, помпоны, деревянные бусы, ледяные кубики и т.п. Покупные сортеры (если найдется достойный) - немного подробнее в игрушках на 2 года.
Емкости: картон или пластик из-под яиц, разноцветные миски и стаканы из ИКЕИ и подобные, коробки из-под чипсов и напитков в порошке с пластиковыми крышками, разноцветные картонки для мелких подарков (дешево можно найти в магазинах типа "все за 1 евро").
Подручные предметы для сортировки: ложки, половники, щипцы, пинцет, сито.
Способы:
- предлагаем одну большую емкость со смешанными двумя (для начала) видами круп и предлагаем разделить под каким-нибудь предлогом: девочкам - накормить кукол, мальчикам - развезти разный груз на разных самосвалах. Но моему практическому мальчику такая "ерунда" может и не пройти - ему надо что-то другое, например, кто быстрее.
- предлагаем разделить разноцветные предметы в цветные стаканчики из-под йогурта или окрашенные нами заранее ячейки для яиц.
- делаем в коробках из-под чипсов или картонных коробочках нужные дырки: например, круглую для шариков или прямоугольную для крышек от детского питания; или большую круглую для больших шариков и маленькую круглую для маленьких шариков; или красную для красных предметов, а синюю - для синих... Коробки можно обклеить красивой бумагой (например, голографической). Крышки от детского питания, кстати, очень интересно щелкают, если на них нажать в центре.
- достаем из тазика с водой с помощью половника игрушки или мячики и т.п.

6.JPG 7.JPG
8.JPG 9.JPG



5. Доска с разными замками и материалами. От полутора. Для пап и мам с руками, желанием и свободным временем.

На русском это обычно называют "пульт управления", на немецком - Tastwand. Альтернатива - игра с замками от Мелиссы и Ду (Melissa and Doug Bord der Schlosser).
Берем доску, набираем всяких замочков, щеколд, веревочек с разными поверхностями, песочные часы, несколько труб из очень плотного картона от бумажных полотенец, кусок старой одежды с вшитой молнией и т.п.
Набиваем на доску замки, делаем загогулины из веревок, на них сажаем деревянный шарик с дыркой (найти можно в Мюллере, в Оби в отделе для творчества) или много маленьких шариков, приклеиваем различные материалы (пушистые, ершистые, колючие, блестящие и т.д.), песочные часы (берем такие для чистки зубов, которые вращаются приклеенными к стене). Из трубок от бумажных полотенец делаем дорогу для шарика (сверху бросаем, бежит по паре колен и выпадает в миску или мешочек.
Имхо. Я такое делать не стала: мои дети слишком прекрасно справляются со всеми замками, поэтому в целях безопасности чем позже - тем лучше.

12.JPG 13.JPG


6. Прищепки. От полутора.

Материал: крепкие разноцветные прищепки (очень непросто подобрать удобные, у меня все время ломаются), веревка для вешания вещей или маленькая сушка, детские вещички (кукольные или для новорожденных), картонная коробка. Для креативных и жаждущих творческой работы: распечатываем зверей, отрезаем хвосты или уши, наклеиваем их на прищепки. Ну и далее, что придумается: машины и прицепы, домики и крыши, паровозы и вагоны... Для детей постарше есть такой набор: SES Wäscheklammerfiguren
Способы:
- сложить вещички в тазик и предложить развесить.
- классика: надеть на тарелку - сделать солнышко
- соединить животных с хвостами/ушами, паровозы с вагонами...


7. Завинчивание и отвинчивание, закрывание и открывание. От полутора и старше.

Материал: бутылки и банки разных форм и размеров, коробки с крышками из разных материалов. Машины с винтами (в Амазоне).
Способы:
- найти правильную пару и навинтить крышку
- открыть сюрприз/конфету в бумажке
- отвинтить - достать спрятанный сюрприз
- сделать погремушку - насыпать крупу, завинтить и погреметь

8. Нанизывание и шнуровка. Нанизывание - приблизительно от двух, шнуровка - от трех, вышивание на картонке - в четыре/пять.

Материал: покупные бусы (Fädeln), крашеные макароны. Скрепки. Шнурки, дыроколы.
Способы:
- вместе покрасить макароны, потом сделать бусы. Маленьким надо завязать на конце шнурка крупный узел, чтобы не соскакивало, и выдать веревочку с узлом (и одной бусиной), предложив одеть вторую. В начале, скорее всего, придется держать шнурок. Удобнее всего им это будет делать стоя - и хорошо видно, как бусина скользит вниз.
- нацепить скрепки на вырезанный рисунок (классически - ежик).
- крашеные картонки от туалетной бумаги нанизать на шнур
- сделать дыроколом дырки и провести по ним шнурок (шнуровка). Это более сложное задание, чем нанизывание
- пришнуровать предмет к основе (одежду к кукле, птиц к дереву и тп).
Покупные игрушки, например: Ravensburger Sticken ohne Nadel, Anziehbaren, Bauernhoftiere, Bauernhaus, Stickkarten "Spaziergang".

14.JPG 15.JPG


Это еще не все... часть 2

Tags: дети, игрушки, игры, эрготерапевт
Subscribe

  • Выборы 2021

    Даже если вы не выбираете, имеет смысл присмотреться, что день грядущий нам готовит. В первой части указаны основные партии, возможные коалиции и…

  • Медицинская страховка для безработных

    Продолжаем тему медицинского страхования. У нас остались безработные и страховка при поездках. GKV должна быть проинформирована о том, что вы стали…

  • Что такое öffentlicher Dienst

    Öffentlicher Dienst — это те, кто работает на государство. Напрямую — Beamte, судьи, солдаты. Или на организации с государственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments