expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Фахверковая история

Как и обещала, рассказ о фахверке по результатам посещения музея фахверка в Кведлинбурге и изучения Интернета.

Древние германцы строили в начале Средних веков простые конструкции из жердей, когда сначала выкапывалась яма примерно метровой глубины, туда вбивались жерди, а промежутки между ними заполнялись плетеными прутьями, соломой и глиной. К 11 в. климат изменился, стало значительно холоднее. Потребовалось строить дома выше, делать каменное основание, защищающее от холода. На камне простейшие конструкции уже не стояли, они были слишком валкими, поэтому приходилось делать поперечины и распорки. Таким образом и появился фахверк. В дальнейшем сам принцип конструкции уже мало менялся - улучшалась технология, развивались различные декоративные элементы, но каркас из деревянных балок и панели из сплетенных прутьев, заполненные глиной, оставались основой конструкции.

Фахверковая конструкция состоит из (фотография поддается увеличению):
- цоколя А. Каменный цоколь продлевал жизнь деревянной конструкции и защищал от влаги и холода. В более поздние эпохи богатые горожане делали первый или полуподвальный этаж полностью каменным.
- деревянных горизонтальных балок, которые кладутся на цоколь В, связывают верхние концы вертикальных балок Н, служат опорой этажу P или крыше X
- вертикальных балок С
- поперечин D, U
- длинных распорок для уменьшения нагрузки G между горизонтальными или вертикальными балками
- коротких распорок между горизонтальной и вертикальной балками: Q, V
- подкосов и упоров, укрепляющих второй этаж, - I, J
- ветровой доски, защищающей край черепицы - K
- чердачного окна для загрузки товара Z

Сочетания различных видов распорок образуют своеобразные фигуры.
- "дикий человек" (Wilder Mann) Е. Фигура "человек" в разных регионах имеет отличия - например, с "талией" ("швабская женщина")
- "получеловек" (Halber Mann) F
- андреевский крест S
- тюрингская лестница T

Для украшения использовали также
- различные уголки L, R, W
- выносы балок O
- панели с различным профилем M
- выступающие окончания балок N

Балки до сих пор скрепляют деревянными гвоздями и с помощью выемок. Панели между балками имеют форму благодаря переплетению прутьев и заполняются глиной, соломой, в некоторых местах также строительным мусором. В более поздние эпохи стали делать кирпичные панели.
Для защиты глины и уменьшения распространения пожаров панели штукатурили. Для этого же строили между домами каменные стены - брандмауэры.

Дальше посмотрим, как менялись фахверковые дома с течением времени.

Дом в Кведлинбурге, датирующийся по последним исследованиям 1346 годом и считающийся самым старым фахверковым домом, демонстрирует первую стадию развития фахверковых домов. Вертикальные балки идут от низа, нижней горизонтальной балки, до самого верха, где их также скрепляют горизонтальные балки. Интересно, что дом оставался жилым до 1968 года.



Для периода поздней готики (1400-1535 гг.) характерны такие украшения



В - узор "лестница"
С - киль корабля
G - концы балок оформлялись в грушевидной форме

Как, например, на этих домах




Полукруглые выемки - одно из основных украшений "киль корабля". Двери тоже часто имели такую форму. Стены покрывались и живописными узорами, но большая часть из них не сохранилась.


От простейших конструкций переходят к поэтажному строительству, когда детали каждого этажа скреплялись между собой, а уже потом каждый новый этаж как бы надевался на предыдущий. Верхний этаж делали шире первого, предположительно, чтобы увеличить жилую площадь, так как первый этаж, как правило, можно было сделать очень небольшим. В то же время, это позволяло облегчить загрузку товаров в чердачное помещение, где часто располагались склады. Торговые и рабочие помещения были на первом этаже, а средние этажи, более теплые, были жилыми.

Эпоха Возрождения (1535-1610 гг.) повлияла и на внешний вид фахверковых домов. Поэтажный способ постройки позволил увеличить количество украшений, и декору стали уделять максимальное внимание: чем красивее был дом, тем более влиятельным и богатым считался владелец.
Типичные украшения этого периода



А - киль корабля
В - ленты
С - надписи
D - круглые панели с солнцем, звездами, розами
F - "канат" - украшение в виде скрученных лент
J - концы балок, выходящие перпендикулярно фасаду, оформляли в виде валиков-цилиндров и украшали круглыми деревянными панелями D. Такие валики могли быть и там, где никакая балка не выходила
L, M, N, О - очень популярными были розетки в виде спирали, солнечного круга, пальмы и тп



Маньеризм (1610-1635 гг.)



А - "канаты"
В, С, D - в форме подушки с узорами, с "канатом" с зубчатым узором, с "канатом" с узорами-наплывами
F - узоры с выпуклостями в виде яиц
H, J, K, L - упоры с узорами, гротескными головами
М - фальшивые аркады
N - вьющиеся узоры и цветочные вазы
P - розетка в виде спирали с цветочным мотивом в центре



Барокко (1635-1710 гг.)

После 30-летней войны города активно застраивались. Принцип строительства снова немного изменился: балки стали ставиться на равном расстоянии друг от друга или в определенном ритме - с чередованием широких и узких промежутков. Строители стали подписывать свои дома инициалами или изображать свой "герб", поэтому многие дома можно точно датировать. Опознавательный знак этого периода - выступающие окончания балок оформлялись в виде пирамиды или алмаза.



А - кили кораблей стали узкими или двойными
В - листовой узор
С - канаты
D - профильные планки, навесной фриз
E - украшение в виде карниза
F - зубчатое
G - в виде навесного фриза
H - подушка с цветочно-вьющимся мотивом
J - окончания балок в виде пирамиды или алмаза
К - окончания балок с узором из листьев
L - упоры-карнизы
М - упор с узором в виде листьев
N - с рифлением
О - ангел ("бегство ангела")
Р - гротескные маски
Q - андреевский крест в ромбе
R - андреевский крест
S - тюрингская лестница



Позднее барокко и классицизм

С 18 в. в строительстве все меньше внимания уделяется украшениям. Фасады становятся проще и строже. Верхние этажи выступают совсем немного. Панели уже не заполняются глиной - только кирпичом. Дома штукатурятся целиком, как будто они сделаны целиком из камня. В это время растут города, требуется больше жилых площадей. Чердаки больше не являются складами, а обширные нижние этажи разделяются стенами, достраивается дополнительный этаж: первый этаж делится пополам.



С - двойные балки
D, E - надоконные узоры в виде ушей и раковин
G - панели покрываются штукатуркой и разрисовываются




Историзм, Югендстиль

В 19 в. широко стала использоваться сталь. В моду снова вошли средневековые мотивы.



Используют мотив лестницы (из 15 в. - А), кили кораблей (16-17 вв.). Концы балок оформляются в стиле 15 в. (грушевидная форма, G), 16 в. (цилиндр, E), 17 в. (карниз, F). Упоры создаются в собственных экстравагантных формах, напоминающих ренессансные (J) или барокко (К). Крестовые фигуры и окна напоминают франконский стиль 17 в. (L, M, О), а розетки - нижнесаксонский фахверк 16 в. (N). Создаются и оригинальные украшения югендстиля (P, Q).

Tags: путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments