expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Жизнь в немецкой логопедической школе. 1 класс, 1 полугодие

Логопедическая школа - это такая пугалка для тех родителей, которые считают, что их ребенок говорит нормально, и большое облегчение для тех, кто видит у своего ребенка проблемы. Потому что, во-первых, детьми там много занимаются, а во-вторых, может быть и гораздо хуже - если ребенок к тому же не пройдет тест на интеллект.
К примеру, мой второй ребенок-диспраксик сейчас опережает своих одноклассников и проходит логические головоломки почти на уровне старшего, но тесты на интеллект пройти не мог. Причины - зависимость результатов этих тестов от уровня владения речью и от требуемой скорости. К счастью, тестирующая подходила к вопросу неформально и от тестов перешла на другие виды проверки, к тому же воспитатели внесли свои коррективы в оценку ситуации, так что биться с системой не пришлось.
Но это важно запомнить: логопедическая школа в чистом виде - это школа для детей с нормальным интеллектом и программа у нее совпадает с программой обычной школы. Если ваш ребенок попадает в логошколу, никаких страшных последствий для него это не несет. Как только он начинает говорить нормально или почти нормально, его переводят в обычную школу и про логошколу уже больше никто не вспоминает. Другое дело, что в логопедическую школу большинство просто так не попадает, и эта лежащая в основе причина скорее всего скажется и на обучении в обычной школе.

Надо сказать, что "чистые" логошколы есть далеко не везде. В глухих районах они могут быть объединены с другими видами зондершуле, а в некоторых землях отдельных логошкол и вовсе нет. Если отдельной школы нет, то детей могут объединить с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальной (чаще всего), социальной или психической сфере, что вовсе не есть хорошо. Но если классы формируются не по принципу "все со всеми", а отдельно по проблемам, то и объединенную школу можно считать приемлемой.

Где есть отдельные логошколы? (информация под спойлером не проверялась тщательно)

[Spoiler (click to open)]
Ищем по словам Sprachheilschule или Förderschule Sprache. Наиболее полные списки на сайтах земель

Баден-Вюртемберг - практически везде все отдельно, за исключением, возможно, глухих регионов. Обычно логопедические школы расположены в центрах ландкрайсов.
Бавария - не делит, хотя признает, что ошибалась в этом вопросе. Надеемся на исправление ситуации. Есть также приватные логошколы, некоторые из них с приемлемыми условиями.
Берлин - как минимум одна зондершуле чисто логопедическая (Сельмы Лагерлеф), остальные надо проверять.
Бранденбург - логопедическая школа только в Потсдаме, остальные города объединяют детей.
Бремен - объединяет детей
Гамбург - объединяет
Гессен - Offenbach, Bad König, Sinntal, Darmstadt, Epperthausen, Griesheim, Wiesbaden, Groß Gerau, а также объединенные школы
Заарланд - только Зульцбах
Мекленбург - Шверин и Росток
Нижний Рейн-Вестфалия - много отдельных школ, есть и объединенные
Нижняя Саксония - много отдельных школ или обычных школ со специализированными классами. Есть также некоторое количество объединенных школ
Рейнланд-Пфальц - Майнц, Neuwied, Frankenthal, Singhofen, Rülzheim, Idar-Oberstein, Hachenburg и объединенные
Саксония - Лейпциг, Дрезден, Цвикау, остальные объединенные
Саксония-Анхальт - Халле
Тюрингия - Веймар, остальные объединяют
Шлезвиг-Гольштейн - в Любеке, Нордерштедте



Организационные моменты

Естественно, я могу говорить за Баден-Вюртемберг, в других землях может все быть устроено немного по-другому.

1. В школу попадают дети, не прошедшие предшкольный осмотр и отправленные на тестирование в логошколу, а также дети, поступившие в обычную школу, но явно не справляющиеся, по мнению учителя, и опять же отправленные на тестирование в логошколу. Сейчас в Ба-Вю решает, что делать с ребенком, именно сама логошкола. Родители могут предпочесть инклюзион, но варианта "а я не верю вашим тестам и требую обычную школу без всякого инклюзиона" для них теперь нет, что объясняется интересами самого ребенка.
Форма инклюзиона подходит только для детей с не очень серьезным поражением речи, детей, не разобравшихся с немецким (то есть родной язык в прекрасном состоянии!), или с неустановившимся двуязычием (чаще всего у родителей, которые мешают два языка в своей речи), так как это просто дополнительные занятия в школе пару-тройку раз в неделю. Поскольку специалистов катастрофически не хватает, при инклюзионе могут объединять детей с разными проблемами в одной группе и от родителей могут потребовать отдать ребенка не в ближайшую школу, а в ту, куда приезжает специалист.


2. В первой параллели учится наибольшее количество учеников: кроме свеженабранных первачков, это еще и пара классов второгодников - в сумме 7-10 классов. В обычные школы после первого класса переходят "случайно затесавшиеся" и "поздно очнувшиеся", которые не сумели пройти логопедические тесты по каким-то посторонним, нелогопедическим причинам: то же двуязычие или незрелость. Так получается, что вторая параллель теряет 1-2 класса в сумме на второгодниках и ушедших. Третья и четвертые параллели теряют еще больше: остается меньше половины детей. Для самых сложных случаев остается один класс 5/6.


3. В классах от 8 (сложные случаи) до 12-13 учеников (обычные случаи). Сложные случаи отбирают по диагнозу, простые комбинируют по территориальному признаку.


4. Уроки проводятся с 8 до 12.30 три раза в неделю и с 8 до 15 часов два раза в неделю. Доставка детей осуществляется автобусами (бесплатно для родителей). Автобусная тема сильно беспокоит всех без исключения родителей-новичков, но после пары недель все сомнения на тему "Как он поедет, бедненький" у подавляющего большинства рассеиваются. Хотя, конечно, простым процесс не становится: нужно быть всегда на месте к прибытию автобуса, делать лишние звонки, если ребенок заболеет, волнения за качество доставки тоже никто не отменял.
К длинному дню детям привыкнуть труднее: большая часть дня занята все равно уроками, а не играми, поэтому для этих дней переутомление - обычное дело.
В длинные дни дети получают горячий обед (3.40 за обед, при болезни можно отменить).


5. В классе работает обычно не один учитель: два, иногда и три. Немецкий имеют право преподавать не все учителя, а только те, у которых есть дополнительная подготовка. Таким образом, чаще всего это один учитель, отвечающий за немецкий и натур-культур, и второй, отвечающий за математику и работающий на подхвате в других предметах. Иногда работает один учитель, а второй едет, к примеру, на инклюзион или, как в нашем случае, выполняет обязанности зам. директора, а иногда они работают сразу вдвоем, осуществляя индивидуальный подход внутри класса. Третья учительница ведет внеконфессиональные уроки религии.


6. Много дополнительной развивающей деятельности: кроме регулярной ритмики и общего хора в параллели, раз в месяц посещение библиотеки, несколько раз в год театр (плюс театр от старших классов), терапия на лошади для старших классов, работа с собакой-помощником для старших классов, неделя обучения на природе начиная с первого класса (с ночевкой дома), бассейн с третьего класса.


7. Собеседования с учителями два раза в год являются для родителей обязательными. По результатам заполняется большая бумага с подробным описанием проблем и предложениями по их решению.


8. Денег в классную кассу взяли чуть больше, чем в обычной школе (около 30 евро), что объясняется более активной социальной жизнью класса и большим количеством методических материалов. Но в целом канцелярский набор был таким же скромным, как и у старшего ребенка.


Содержание обучения

Программа соответствует программе обычной школы. Дополнительно проводятся уроки ритмики и терапия разного вида (в зависимости от проблем), от которой, "благодаря" инклюзиону и общей нехватке учителей, остались в этом году только рожки и ножки. Поэтому большинство детей вынуждено посещать после школы логопеда, что раньше не приветствовалось и не считалось необходимым.

Но в то же время понятно, что ожидать каких-то высот в освоении стандартной программы, особенно в немецком, не стоит. Многие дети испытывают также сложности с чтением и письмом, что связано с проблемами в говорении. Часть детей имеет в диагнозе "синдром ломкой хромосомы", что означает некое понижение интеллекта (не такое, чтобы помешать им учиться в обычной школе, но тем не менее). И почти все имеют проблемы с памятью - это такой типичный сопровождающий симптом для "логопедиков".

Учебники для немецкого и математики выбраны проще, чем в школе моего старшего ребенка. Такие же учебники, как я читала, используют в некоторых печально известных своими последними местами в рейтингах образования северных федеральных землях.
В математике большое внимание уделяется ощущению количества на практике с помощью разных вспомогательных материалов: "кораблей" с кружочками, домиков для состава числа, шариков и т.д.
В немецком огромное внимание уделяется делению на слоги также с помощью различных материалов. Например, отличный способ, пока что самый эффективный из всех: надеваем на палец или руку куклу/фигурку и делаем широкие-широкие шаги в сторону на каждый слог, одновременно изображая фигуркой дугу в воздухе. Таким образом отлично убиваются скопления согласных на конце слова, которые дети часто пытаются превратить в отдельный слог (E-le-fa-nt).
Для облегчения обучения чтению используется специальная система жестов, о которой подробнее в отдельной теме. К середине года они начали читать простые слова из тех букв, которые уже выучили.

Английский, как и в регулярных начальных школах с недавнего времени, выведен в 3-4 классы, раньше был с 1го. Идеи "не утруждайте голову ребенка лишним языком" даже близко нет, есть противоположная идея: "чужой язык дает возможность лучше почувствовать структуру своего языка".

Натур-культур, как и в обычной школе, объединен в один предмет с обучением по темам (музыка, природоведение, рисование).
Tags: дети, логопед, обучение, первый класс, школа в Германии
Subscribe

  • Что такое öffentlicher Dienst

    Öffentlicher Dienst — это те, кто работает на государство. Напрямую — Beamte, судьи, солдаты. Или на организации с государственным…

  • Купить дешевле

    Переписала тему о ловушках Амазона и об алгоритме поиска более дешевых покупок, поскольку за прошедшее время расстановка сил несколько изменилась.…

  • График замены автомобильных прав

    Про запланированную масштабную замену прав я читала пару лет назад и вот она наконец вступила в активную фазу. Когда вам нужно поменять права, вы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments