expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

Немецкий. Школьная грамматика. Знаки препинания при прямой речи и написание "шарфес ЭС": таблицы

Что меня раздражает в учебниках грамматики как для взрослых, так и для детей: с одной стороны, растекаемся мысью по древу и пытаемся расписать все с ненужными подробностями, теряя логику правила, с другой стороны, стараемся не перенапрячь наши хорошенькие головки, замалчивая часть правила, от чего все так же теряется логика.
В начальной школе это усугубляется тем, что полезные материалы, как то: учебники (некоторые правила излагаются на форзацах и внутри), тетрадки с правилами, которые ведут некоторые учителя, уже сделанные домашние листки, где так же иногда бывают крупицы полезной инфы, - хранятся в школе.

1. Правило постановки знаков препинания при прямой речи

за три года его изучения довело меня просто до белого каления. Его изучают постепенно, каждый раз прибавляя пару новых случаев. В этом году учительница решила опередить программу и пойти до конца, дав все случаи этого правила. Что я более чем приветствую: нужен полноценный обзор, потому что иначе вопросы и восклицания "Я ничего не понимаю" неизбежны. Беда в том, что полный вариант она дала на листочке AB и, как только он был сделан, то сразу исчез в недрах школьной папки со сделанными листками, а тема проходилась еще несколько недель после этого. Естественно, я и ребенок дошли до ручки, споря, где и как ставится запятая, тк. он опирается на свои слабые воспоминания "кажется, она говорила....", а я не уверена в точности информации на сайтах (примеры противоречат друг другу). Найти в Интернете полную версию правила тоже оказалось практически невозможно: почти везде она идет только в половинчатом варианте.
Когда мы наконец, все проверили и перепроверили, получилось полное изложение правила с короткими примерами, которое я и предлагаю. Особое внимание нужно обратить на пункт 4 - именно он почти нигде не встречается. Картинки поддаются увеличению.




2. S, ss или ß?

Подробно правило изложено здесь. Другие орфографические и не только правила см. в навигации "Немецкий язык" (тэг "навигация").


Что важно для детей?

1. Список слов с ß конечен, его можно просто выучить. Слог с ß имеет ударную длинную гласную букву.

2. Одна s пишется тогда, когда звучит как {з} в исходном виде (Nase) или при изменении слова (Maus - Mäuse) или когда имеется стечение согласных (это означает короткую ударную гласную с двумя согласными после нее, где не может быть никакого удвоения) - pusten.

3. Если слово с сомнительной буквой нельзя изменить так, чтобы звучала {з} и слово не относится к списку слов с ß, значит, в нем пишутся две ss. Обычно это удвоение слышно при растягивании слова. Естественно, после не должно быть другой согласной, которая отменяет удвоение.

Чтобы это правило хорошо легло, нужно знать базовое правило двойных согласных (см. у меня в другой теме). По сути, все это подчиняется этому базовому правилу: если ударная гласная длинная, то пишется одна согласная, если ударная гласная короткая, то пишется две согласных. Во втором случае согласные могут быть разными и тогда удвоения не происходит, а может быть одна и тогда происходит удвоение. Сложность возникает из-за правил чтения: одна s будет читаться как з, что же делать, если читаться должно с? Именно поэтому вводят "шарфес Эс", отражая звук с.
Когда мой ребенок пишет одну s вместо двух, я всегда прошу прочитать его именно так, как он написал, а не так, как ему хочется: Nüse - это все-таки не нюссе, а нюзе.

Если совсем утрировать, то

{з} = s,
{c} = ss (после короткой гласной и без других согласных) = ß (после длинной гласной)

Предлагаю табличку с структурированным (колонки по частям речи, цветовое выделение подобных случаев и соединение однокоренных слов) и охватывающим все основные случаи списком слов с ß и рифмовки для запоминания по принципу "гнать, держать..." без претензий на особую литературность, конечно.



Рифмовки.

(рецепт для возвращающихся в Германию волков) Fleißig reißen, beißen und schmeißen dreißig weißen Geißlein.

(летом в век изменения климата) Es ist heiß, das heißt Schweiß. Ich weiß.

(загадочный рецепт) Ich ließ es schießen und spießen.
Gießen und fließen - Grieß sprießt, Türe schließen und genießen

(баварский рецепт) Für größere Klöße braucht man Soße.

Ein Floß entblößt sich bloß durch Stoß.

(поговорка) Das Glück fiel ihm in den Schoß.

Äußern sich draußen - Spaß auf der Straße.

(на Октоберфесте) Ich saß und vergaß, was ich aus dem Gefäß aß.

Er maß mäßig mit dem Maßstab und bekam die Ermäßigung.

Müßig und barfüßig esse ich die Süßigkeiten. Dafür muss ich den Polizist grüßen und mit Bußgeld büßen.

Tags: немецкая грамматика, немецкий язык, обучение
Subscribe

  • Немецкие синонимы

    Очередная порция синонимов менять: ändern, verändern, wechseln, tauschen получать: erhalten — bekommen — kriegen —…

  • Anki. Автоматическое добавление звучания слова

    Для немецкого это, возможно, не столь актуально, хотя некоторые слова могут вызвать сложности. К примеру, я долго путалась в ударении с arbeiten и…

  • Немецкие синонимы

    Очередная порция немецких синонимов Разрешение (Bevollmächtigung, Ermächtigung, Einwilligung, Zulassung, Genehmigung, Bewilligung,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments