expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

4 класс. Выбор средней школы и не/обязательная рекомендация

Традиционная тема о жизни в немецкой школе в этот раз будет в основном посвящена выбору средней школы и вопросу рекомендации, которая есть в большинстве земель, но не везде является обязательной.

Сначала пара слов об учебной жизни 4 класса.

1. Учебники и программа не изменились с того года (см. тэг "четвертый класс"). Немного другое содержание у "природоведения", хотя базовые темы "велосипед" и "Германия в общем и мой город в частности" остались. Презентации в этом классе будут на тему "Представляем детектив" и "Представляем достопримечательность города". Много контрольных в первом полугодии - тесты, диктант, сочинения.
Schullandheim похоже нам не грозит, и слава богу, по крайней мере в начале 4 класса он был совершенно неуместен в том году.

2. Напоминаю, что правила дорожного движения на велосипеде и подготовка к тесту лучше всего изучаются с помощью полицейского интернет-портала, ссылка на который и код доступа есть на первой странице в "велосипедной" рабочей тетради.

3. Если кто-то думает о повторе класса:
- повтор - непростая вещь для ребенка с психологической точки зрения. Не менее года он будет к этому привыкать. Дразнить будут в любом случае, независимо от причины повтора.
- если причина повтора - психологическая неготовность к школе, старайтесь повторить как можно раньше, первый или второй класс.
- если причина повтора - плохие оценки (недостаточные с точки зрения родителей для гимназии), то тут есть несколько моментов, которые нужно учитывать.
Во-первых, если учителя адекватные в исходном классе и в приемном классе, то оценка поднимется несущественно (полбалла наиболее вероятно). В принципе, даже полбалла имеют значение, если это было 2.5 (в третьем классе в году тогда ребенок получил округление до 3, а на рекомендацию выходит с 2). Да, ребенок становится увереннее в себе, но нет, он не становится на голову умнее. Более того, умный ребенок может начать выкаблучиваться, говоря, что все это он уже знает и заново делать не собирается.
Во-вторых, если вам кажется, что проблема не в ребенке, а в учителе, т.е. учитель занижает оценку, то можно подумать о переводе в соседний класс, а не о повторе года.
В-третьих, вы точно-точно уверены, что вам нужна гимназия? Вариантов в большинстве земель больше, чем одна жесткая связка гимназия - вуз. Об этом ниже.
И в-четвертых, неизвестно, в какой класс вы попадете при повторе. Гарантии на попадание к хорошему учителю вам никто не даст. При повторе по причине "улучшить знания и, соответственно, оценки" повтор третьего класса (с начала или середины класса в зависимости от проблем) эффективнее, чем повтор четвертого класса с начала, так как в третьем классе закладывается база, а в четвертом они сначала интенсивно сдают массу тестов и повторяют, а потом расслабляются, так как в середине года уже поступили, куда надо было или куда смогли.
Я о повторе года не жалею, но наша ситуация была вынужденной. Психологических проблем по привыканию к новому классу и самой идее повтора мы не избежали, но спустя год особенно четко видно, что базовые медицинские и околомедицинские проблемы плохо совместимы со школьной нагрузкой.
О повторе года и школьных консультантах читайте по тэгу "третий класс".


Выбор средней школы

В какую среднюю школу переходить - сейчас не так очевидно, как раньше. Среднее образование за последние 15 лет в Германии существенно изменилось. Я пока рассмотрела структуру образования в половине федеральных земель (см. темы "Школы после Grundschule") и продолжу это делать. Основной вывод: идея "если хотите в вуз, нужно биться за попадание в гимназию" в большинстве земель уже не работает, хотя дети русскоязычных родителей продолжают стремиться в гимназию как в единственно верный вариант. Наиболее строгая вертикаль сохраняется в Баварии (по крайней мере из 7 рассмотренных земель).

Я бы хотела подкинуть для тех, кто приближается к моменту выбора, несколько идей для размышления. Все очень сильно зависит от характера ребенка и наших способностей его адекватно оценить.

1. Подумать об альтернативах

Как уже говорилось, теперь есть бОльшее количество альтернатив для получения абитуры.
Во-первых, если идти в реалку, в ряде земель можно потом поступить в Berufsgymnasium. Нагрузка в них более распределена (в большинстве случаев это плюс один год), а кроме того есть значительный профессиональный уклон. Во-вторых, есть выход на высшее образование через профессиональные школы.
Как плюс можно отметить профессиональную ориентацию (и даже получение специальности) и возможность учиться в своем темпе.
Как минус проблемы контингента, непривычка к академической нагрузке и потенциальные лакуны в необходимой для высшего образования базе знаний. По статистике те, кто пришел в вузы не через гимназию, чаще бросают обучение из-за сложности материала. С другой стороны, по статистике Гамбурга, те, кто прошел через профгимназии, бросают вузы реже тех, кто пришел из обычных гимназий.

Во-вторых, активно развивается такая форма, как Gesamtschule (Gemeinschaftsschule, Oberschule). В некоторых местах эта форма является основной. В них все дети учатся в одном классе, но получают разную учебную нагрузку. С каждым следующим классом дифференциация усиливается. В такой школе можно надеяться, что ребенок, который до этого "спал", вдруг проснется и выберет гимназическую нагрузку. Но даже если не проснется, можно будет подумать о профгимназии или абитуре в профессиональной школе.
плюс - отсутствие давления, индивидуальный подход
минус - я не очень верю в индивидуальный подход внутри класса, для этого учитель должен быть высокого уровня. Плюс нормальные дети не слишком стремятся утрудиться и добровольно взять задание посложнее. Эти фанатики обучения и без того попадают в гимназии. Кроме того, детей, скатившихся в средней школе с хороших оценок на посредственные, я знаю множество, а вот "проснувшихся" и из троешников ставших хорошистами - считанные единицы (буквально одного-двоих).
Но для тех, у кого оценки соответствуют реалке, а голова, по мнению родителей, могла бы потянуть и гимназию, это один из возможных вариантов вместо пробных уроков в гимназии и борьбы за место в ней, что психологически для ребенка может оказаться гораздо хуже.

2. Проблема профориентации для студентов

Бросить институт - обычное дело в Германии. Около трети студентов бросают университеты и институты в течение первых двух лет обучения. На физ-мат и инженерных факультетах эта цифра еще выше.
Треть бросает из-за трудностей в обучении, 17 процентов - из-за отсутствия мотивации, 15 - из-за стремления к практической деятельности.
13 процентов тех, кто бросил уни на начальных семестрах, после этого меняют предмет и продолжают обучение, 27 процентов предпочитают заняться практической деятельностью в другой профессии.
7 процентов из тех, кто бросил не на начальных семестрах, занимаются практической деятельностью в той же профессиональной области, но 24 процента меняют специальность.
9 процентов уходят по семейным обстоятельствам (в основном девушки).
6 процентов не справляются с экзаменами.
13 процентов из-за финансовых проблем.
Таким образом, как минимум половина бросивших меняют полностью область деятельности. И только немногие продолжают учебу в вузах на других специальностях.

Это воспринимается как нечто, касающееся каких-то абстрактных детей, быть может социально неблагополучных или, наоборот, слишком благополучных лентяев. На самом деле, я знаю не так много студентов (человек 8). Но из этого небольшого количества одна девочка сменила профиль и с тех пор бесконечно учится и доучивается и никак не может начать нормальную профессиональную деятельность. Один мальчик из тех, где ничто не предвещало (хороший абитур, родители кандидаты наук), бросил уни на втором году и сменил потом специальность (поскольку он только начал ее, чем дело кончится, не известно). И еще одна девочка из не настолько академизированной, но тоже вполне образованной семьи бросила вуз и ушла в техникум по причине "слишком сложно".


3. Проблема трудоустройства после уни

С одной стороны, статистика говорит в пользу высшего образования: проценты безработных среди людей с высшим образованием очень невысокие. С другой стороны, в этой цифре не видно, что каждый второй свежий специалист не может найти работу в течение года после окончания вуза, и не видны те люди, которые, не найдя работу, начинают череду бесконечных практик с небольшой зарплатой или доучивание/переучивание. И уж конечно, не видно, что многие молодые специалисты остаются "молодыми" и после 30 лет и подвисают на временных контрактах с половинчатой занятостью или небольшой зарплатой.
Считается, что наличие профессионального опыта сильно увеличивает шансы найти нормальную работу после вуза, поэтому часть родителей выбирает для детей вариант "реалка - профессия - вуз", а не "гимназия - вуз".


Фацит из всего этого такой: смотрите на ребенка. Мы нередко пытаемся впихнуть ребенку то, что не соответствует его склонностям, пытаясь реализовать себя или свои представления об идеале через него. Мне всегда казалось, что "раннее развитие", стремление загрузить мозг ребенка полностью уже в начальной школе аналогичны допингу для спортсмена: сначала прыгаем выше всех, а потом сдуваемся, как шарик, с последствиями разной степени тяжести. У моего сына был в классе подобный мальчик: в первом классе он все знал и умел и делал быстрее всех задания на полгода вперед, в четвертом классе его оценки и поведение сильно ухудшились и его уже обгоняли другие.
Местные учителя очень любят использовать рисунок (я уже три раза на собраниях у разных учителей видела), где изображены разные звери (жираф, слон, крокодил и прочие) и дерево, а подпись сообщает: "А теперь сдаем общий экзамен, чтобы все было справедливо. Задание - залезть на дерево". Мы можем надрессировать нашего крокодильчика, чтобы он залезал на это дерево, но рано или поздно он должен будет научиться самостоятельно перепрыгивать на другие деревья или пошлет нас с деревьями куда подальше и полезет спать в соседнее болото.


Процесс перехода и рекомендация

Процесс перехода в разных землях отличается. Узнавать лучше не в четвертом классе, а уже в третьем, и с декабря по февраль третьего класса посетить в разных школах дни открытых дверей. Берлин-Бранденбург отличаются тем, что там начальная школа длится до 6 класса, и только явно одаренные дети могут перейти в некоторые (не все) гимназии уже после 4 класса.
Как вы можете заметить, вторая половина третьего класса является определяющей, а первая половина четвертого - уточняющей и подтверждающей диагноз, то есть шевелиться и контролировать процесс надо уже сразу после второго класса.

Переходу предшествует консультация с учителем, которая нередко считается обязательной для родителей. Если у вас опытный учитель, попробуйте услышать его аргументы, даже если они противоречат вашим представлениям о ребенке. Все учителя (те, что были с опытом), которые мне встречались, были очень точны в оценке ребенка и его потенциала. Естественно, бывают и предвзятые учителя, и просто дураки, но попробовать взглянуть еще разок, учитывая "вражеские" аргументы, не помешает.

Как правило, на перевод отводятся определенные дни. Чаще всего это очень ограниченный период, может быть даже один-единственный день во всех школах в округе. Частные школы стараются сделать день приема попозже, чтобы подобрать тех, кому отказали.
В некоторых крупных городах нужно выбирать несколько школ в порядке предпочтения и писать заявление определенной формы с перечислением своих предпочтений, а окончательный выбор сделают за вас.
В случае пограничных оценок гимназии могут назначать пробные дни/периоды.

В Баден-Вюртемберге вы обязаны получить рекомендацию по переходу (без этого не перейдете, и без разговора с учителем рекомендацию также автоматически не дадут). Но школы вы выбираете сами - рекомендация просто создает вам проблемы в собеседовании при попытке отправить ребенка в школу выше уровнем. Рекомендация выдается на основе баллов в математике и дойче: до 2,5 балла - гимназия, 2,5 - 3,0 балла - реалка. Рекомендации должны быть выданы до определенной даты (начало февраля). Возможен приемный экзамен или пробные периоды в школах более высокого уровня.
В Баварии рекомендация является обязательной: средний балл математика + немецкий + "природоведение" - 2,33. Но возможен и прием вопреки рекомендации на основе пробного периода с текущим баллом не ниже 4.
Бранденбург: рекомендация с требуемым средним баллом 2,33 (мате, дойч, иностранный язык). Возможен прием на основе пробных уроков.
Саксония: рекомендация со средним баллом 2,0 (мате, дойч, "природоведение", но не 4 и ниже в отдельных предметах).
Тюрингия: обязательная рекомендация с оценкой не ниже 2. Возможен прием на основе экзамена в пограничных случаях.
Шлезвиг-Гольштейн: решают родители, но ребенок с рекомендацией в хауптшуле в гимназию идти не может.

Остальные земли: решают родители. Естественно, это решение ограничивается количеством мест в школах более высокого уровня и, соответственно, их внутренними требованиями. Например, в Берлине после первого полугодия выдают Förderprognosen со средними оценками, по которым потом можно попасть или не попасть в нужную школу, то есть по сути это мало отличается от обязательной рекомендации.

Обычно считается, что 3 балла в основном предмете (мате, дойч) - это пограничный случай, который должен компенсироваться другими оценками. Больше троек, чем одна, - это уже очень сомнительный случай для гимназии, но могут и принять, если есть свободные места, на основе пробного периода.

Ситуация с обязательностью рекомендации является подвешенной, так как из-за отмены рекомендаций в большинстве земель многие родители отправляют детей в школы более высокого уровня и общий уровень образования падает. Так, в реалках оказывается до четверти детей с рекомендацией в хауптшуле, а в гимназиях - 15-20 процентов "реалистов" или даже детей с оценкой 5 баллов.
Директора средних школ считают, что адекватность обязательных рекомендаций была очень высокой и убедительно просят родителей их учитывать, тем более, как уже говорилось, абитур можно получить не только в гимназии. Вылететь из гимназии (что делают около 10-15 процентов детей или больше, если школа была высокого уровня) - достаточно тяжелый процесс для ребенка.
Поэтому земли пытаются ввести те или иные способы получше отсортировать детей, например какой-нибудь дополнительный тест для перевода. Так что следим за новостями - правила могут измениться.

Tags: дети, четвертый класс, школа в Германии
Subscribe

  • Книги 10+. Ч.3. Познавательные-2

    Часть 1: ссылка Часть 2: ссылка Переходим к менее толстым книжкам и сначала продолжим естественно-научную тематику, потом перейдем к математике, а…

  • Книги 10+. Ч.2. Познавательные-1

    Интерес к познавательным книгам был у нас всегда, но так, чтобы не мама на нужной странице открыла и отрывок подсунула, а сам взял с полки и начал…

  • Книги 10 лет +. Ч.1. Художественные

    Каждый год я думаю, что все, с книжными закупками закончили, переходим на электронные книги. Но нет, все равно набирается, хотя река превратилась в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments