expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

Русский для билингвов. 3 класс

О русском давно не писала, так как у большинства либо нет на это времени и желания, либо столько героизма, что они умудряются параллельно тянуть школу в России. Мы же продолжаем медленно и целенаправленно капать на мозг детям, с давно подтвержденным природой результатом: вода камень таки точит. К сожалению, количество уроков после 3 класса уменьшилось, времени не хватает.
В плане качества языка я замечаю тенденцию: как только родители сдаются и начинают говорить по-немецки, качеству русского языка можно сказать чюююссс! Говорить с ребенком в общественном месте (но БЕЗ третьего участника разговора) на своем неидеальном немецком - это давать ему сигнал "русский - это стыдно" со всеми вытекающими. Так можно поступать только с уже тренированными подросшими детьми, которые знают правила и хорошо говорят на русском. Но об этом было достаточно в этой теме.
Желающие приобрести 3 класс - на этот раз целиком, а не на полугодие (более 380 страниц), без дополнительных упражнений, но с расширенным повторением в конце и расширенной подготовкой к написанию сочинений (8 евро через Пейпал или любым другим способом) - пишите, пожалуйста, в личку (ЖЖ, ФБ и даже Инстаграмм).

В этой теме о принципах построения материала для вдохновения тех, кто все-таки собирается самостоятельно учить своих детей, с картинками и примерами моего третьего класса.

Столп 1 - лексика

Даже сочувствующие спрашивают меня, а зачем ребенку знать слова "устье", "слякоть" и другие подобные? А затем, что иначе получается детско-подростковый или кухонный язык. Вы теряете общий язык с ребенком, если не можете говорить с ним на любые темы. Не говоря уже о том, что подобных слов вагоны в детской литературе ("Путешественники вышли к устью реки." Это куда же они попали?) И если количество непонятных слов на странице превышает 10 процентов, ваш ребенок отправит вас с чтением на русском в дальние дали. И то же самое с разговором: если детей не научить спрашивать непонятные слова, с определенного возраста они просто игнорируют ваши попытки выйти за рамки примитивной речи.
Основной подход:
- мы не зубрим слова, мы ходим каждый год по раскручивающейся спирали, проходя похожие темы с постоянным расширением
- я беру не конкретные темы (история - не учить даты и королей, биология - не учить строение организма, география - не учить конкретные объекты), а общие, объединяющие.
Научно-популярные тексты берутся из энциклопедий для детей, которые обычно читаются детьми в России в начальной школе.

По истории и культуре темы разбиты на 5 основных блоков: доисторический, Древний мир, Средневековье, Новое время, 19-20 века. Основа в каждом периоде: история обыденной жизни и открытий.

Например.

в 2 классе были рыцари и средневековый город, во 3 классе монахи, в 4 классе кодекс чести рыцаря и средневековый собор
во 2 классе было открытие Америки, рабство и индейцы, в 3 классе Дикий Запад
в 3 классе мы говорили про Древнюю Грецию, в 4 классе - Древний Рим и гибель Помпеи, в 5 я собираюсь поговорить об Александре Македонском
во 2 классе был советский быт, в 3 классе Вторая мировая война и покорение космоса
в 3 классе - Древняя Русь, в 4 классе - Великий Новгород
Сквозные исторические темы: в 2 классе город, в 3 классе письменность и книжное дело, производство хлопка и шелка, история Олимпийских игр, в 4 классе меры длины и деньги




По географии тоже есть блоки: космос и образование Земли, общегеографические темы (пещеры, вулканы, круговорот воды, погода), континенты

В 3 классе у нас основные континенты, их крупнейшие реки, озера, горы, страны и животные, их населяющие.



По биологии мы, с одной стороны, постепенно изучаем человека, с другой стороны, берем общебиологические темы и немного отдельные виды животных и растений

Во 1 классе мы начали с основных частей тела и ощущений, во 2 и 3 углубились во внешность, в 3 классе изучили скелет и кожу, в 4 классе - пищеварение
Общебиологические темы в 3 классе: сохранение тепла в организме, человек и природа


Из художественной литературы в 3 классе оказалось довольно много Киплинга, так как он хорошо подошел к темам: "Слоненок", "Как появилась письменность", "Рикки-Тикки-Тави". Также: Мойдодыр, Львенок и Черепаха, Подвиги Геракла (2 штуки). Тесей на Крите (Минотавр), Метелица, Царевна-лягушка, Виннету (1 глава), Арбузный переулок Драгунского, отрывок из Даррелла, 1 глава из Тома Сойера, Сказка о рыбаке и рыбке.


Столп 2 - развитие речи

С третьего класса на первый план начинает выходить развитие речи. Особенно тяжело с письменной речью. Необходимость написать 3-4 предложения пугает детей до смерти. Подбор синонимов - задача планетарного масштаба. Поэтому и здесь мы идем в темах по кругу, еще и еще раз вспоминая слова и их значения. Важнейшее задание в 4 классе у нас было "придумай примеры на слова из урока". Приходится им показывать, что примеры не обязательно должны быть сверхинтелектуальными, а могут быть вполне обыденными.
В немецкой школе в 3 классе переходят от свободных сочинений по одной сюжетной картинке к сочинениям определенных типов. Мы делаем то же самое. 3 класс оказался особенно нагружен сочинениями, в 4 классе мы столько не успели.

В центре 3 класса у нас сочинение - описание внешности, а также логика развития сюжета, разнообразные начала предложений, борьба с повторами. Также мы написали сочинение по картинкам, письмо, открытку и емейл, обсудили сказку и страшную историю.




Столп 3 - структура языка

Использование языка - это искусство, которое интуитивно дается только некоторым детям и часто приходит уже в старших классах. Но вторая половина языка - это математика, и мы можем дать возможность нашим математическим детям избавиться от страха перед языком, показав его структуру и "лего-кубики". Поэтому очень важные темы для меня - темы, дающие возможность понять "а почему так". Самый тупой ответ на вопрос "почему?" - "просто запомни и все". Конечно, иногда можно запомнить, но если есть шанс показать, почему так на самом деле, то я предпочитаю этот путь. И у моих конкретных учеников это самые успешные темы, они всегда проходят на ура.

Отсюда ряд тем:
- исторических: откуда взялись буквы, алфавит, что такое иероглифы и т.п.
- лексических: заимствования, однокоренные слова, латинские и греческие корни

Важнейшие грамматические термины, которые я взяла и все время повторяю: части речи, члены предложения и части слова. Очень важно для меня показать, что части слова как кубики: одинаковые части пишутся одинаково, хотя там и есть исторические изменения (чередования) или очень редкие фонетические изменения (например, ы после приставки), но в целом кубики берутся одни и те же. В языке нет такого хаоса, который виден на первый взгляд и который мы поддерживаем требованиями "просто запомни и все".




Столп 4 - орфография

Из орфографии я выгребла "самые-самые" темы, без которых правописание становится ужасным. Ни одну из тем мы не зубрим. Ни на одну не делаем сотни упражнений, и я не задаю домашние задания. Практика показала, что это не работает. У нашей девочки "драмкружок, кружок по фото...", а у нашего мальчика исторически кривые ручки и категорический отказ писать больше самого минимального минимума. Кроме того, выполнение трех тысяч упражнений на задание "вставь букву" не дает никакой уверенности, что эти же слова отдельно в своем собственном тексте будут написаны правильно. И набор слов в большинстве упражнений учебников далек от тех, что используют наши дети. Одна наша знакомая девочка много-много лет ходила к русскому репетитору, но не смогла написать обычную записку маме без чудовищных ошибок.
Так что мы просто делаем один лист упражнений на орфографию, каждый год проходя темы по кругу и добавляя понемногу новые. Практика показала, что больше можно, но эффективность ноль. В качестве примеров я стараюсь брать слова из моего "золотого минимума" по каждой теме и слова, которые близки нашей теме. Плюс совсем немного сил остается на фразеологизмы. Как ни удивительно, некоторые остаются в голове, но преобразуются и выходят в речи ребенка уже в комбинированном или в новом, оригинальном виде.
Темы по орфографии в 3 классе: чередующиеся гласные, зависящие от суффикса а; соединительная гласная о-е, приставки на з-с; разделительный ъ; непроизносимая согласная; суффиксы ик-ек, щик-чик, двойная согласная на стыке; не с существительным; числительное. Пунктуация: прямая речь, перечисление.

Tags: билингвизм, дети, обучение, пособие по русскому, русский язык для билингвов
Subscribe

  • Розарий в Баден-Бадене

    "Розовые новинки" - так называется розарий в Баден-Бадене. Небольшой, но однозначно достойный посещения. Для меня, конечно, загадка, как…

  • Бретань и Нормандия. Обновление

    Бретань и Нормандия - мое любимое побережье. Немного есть мест, где в один отпуск можно получить и песчаный пляж, и потрясающие скалы, и местный…

  • По Майну. Марктбрайт и Зульцфельд

    Майн выше Вюрцбурга по течению — это милые городки, окруженные крепостными стенами, бесконечные винодельни и популярный велосипедный маршрут.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments