expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

Повтор года, школьный консультант и другие мелочи и немелочи школьной жизни

Навигация Детские темы
Снова третий класс - и это не дежавю.

Чуть не сойдя с ума при попытке одновременно переучиваться на другую руку (подробнее об этом) и тянуть четвертый класс, мы перекинули дитятко обратно в третий. Возможно, при другом учителе совместить было бы реально, но это не наш случай. После недель каждодневных слез, комментариев со стороны учителя "лузер" и "беби" я начала процесс, хотя, конечно, никому не хочется терять год и наши родственники в России просто плешь проели в ужасе от ребенка-второгодника.
В целом скажу, что о повторе года не жалею. Цели выполнены, программа хотя и та же, но преподается по-другому, другие задания, поэтому скука хотя и бывает, но не так, как меня пугал наш учитель: "Он же в мате супер, он же сдохнет там со скуки!"
Далее в программе
1. Как мы переучились.
2. Как повторить год, как это влияет на ребенка и кто такие школьные консультанты
3. Пара слов о возможности писать на компьютере для начальной школы.
4. Что нового с новым учителем в третьем классе.


Как мы переучились с одной руки на другую

Под спойлером для интересующихся.

[Spoiler (click to open)]
Вот как мы писали в третьем классе левой рукой: путали и стирали каждую третью букву, теряли мысли, переставляли цифры. Картинки в мелком размере, тк все равно в формате блога не выложишь так, чтобы было нормально видно. Но они все увеличиваются при нажатии. Для сравнения два полных сочинения и пара страниц математики.



А вот как мы пишем в третьем повторяемом классе правой рукой.




Как это было
В августе начали с линий, штриховок, ближе к октябрю стали подбираться к печатным буквам. В школе писал параллельно левой рукой, дома пытался правой. В ноябре заболел на срок больше недели и за это время перешел на домашних заданиях полностью на правую руку. Два месяца медленно набирал скорость. В апреле стал писать почти с той же скоростью, что и другие, и учительница в первый раз дала ему полный диктант, а не текст с дырками. Основная проблема на сегодняшний день - неправильно держит карандаш (накладывает большой палец на указательный).

Что изменилось
В теме, ссылка на которую выше, перечислено, что бывает с человеком, который пишет не своей рукой. Мы имели практически все пункты. Что изменилось:
- он помнит, где был, что делал, что задали на дом (даже не записывая дз)
- не путает буквы и не стирает постоянно
- пространственная ориентация улучшилась на порядки. Задание на то, кто как видит с разных сторон объект(ы) (то есть проекция с разных сторон), в том году было абсолютно непроходимо (все стороны были перепутаны). В этом году оно же было решено за одну минуту, хотя мы этой темой не занимались в течение года.
- меньше роняет предметы
- не теряет свои мысли
- устает значительно меньше
- все ногти целы, а ноги не покрыты кровоточащими расцарапами. Стал больше похож на себя-дошкольника, а не но замученное, нервное, часто плачущее нечто, что мы имели с постоянным ухудшением три года

Что осталось
- отключается, если ему не интересно (это, я думаю, характер)
- пишет еще недостаточно быстро и не любит писать (на тему возможности печатать см ниже)
- сочинения значительно лучше, но еще есть проблемы с формулировкой мыслей (хочет идеала, а он плохо достижим, поэтому легко отказывается и предпочитает вообще не писать, - это тоже скорее характер с наложившейся на него проблемой рук)
- тяжело есть вилкой мелкие предметы вроде макарон




Повторение - мать учения

Принудительно на второй год оставляют, если у ребенка одна шестерка или две пятерки по основным предметам.

По закону родители могут оставить ребенка добровольно повторять класс.

(1) Schulerinnen und Schulern der Klassen 1 bis 4 wird auf Antrag der Erziehungsberechtigten einmal wahrend des Besuchs dieser Klassen gestattet, eine Klasse freiwillig zu wiederholen. Die freiwillige Wiederholung ist zulassig am Ende der Klasse 1, wahrend der Klasse 2, in den Klassen 3 und 4 in der Regel nur zum Ende eines Schulhalbjahres; uber Ausnahmen entscheidet der Schulleiter.

(2) Die freiwillige Wiederholung hat zur Folge, da? die zuletzt ausgesprochene Versetzung ruckwirkend als nicht mehr getroffen gilt. Die freiwillige Wiederholung ist im Zeugnis mit »wiederholt freiwillig« zu vermerken.

Перевод происходит, как правило, в конце года, но директор имеет право сделать исключение (как в нашем случае) и перевести в середине года. Тогда это называется Rückstufung.

Раньше повтор использовали, чтобы получить шансы на гимназию. Сейчас обязательной рекомендации в следующую школу нет, поэтому эта причина уже не так актуальна. Но все равно 2-3 человека в третьем/четвертом классах могут решиться на повторение. В младших классах таких меньше. Учителя на это смотрят в основном негативно, но соглашаются, что некоторые дети идут в школу психологически неготовыми: не все родители готовы бороться с шульамтами за то, чтобы оставить ребенка в саду., и не все школы имеют альтернативный (и самый лучший в данном случае) вариант с форшульклассом. Кроме изначальной неготовности к школе, причинами могут быть длительная болезнь, семейные причины, слишком медленный темп обучения (обычно это служит следствием легастении, гиперактивности и подобных проблем).

Как это было у нас
К осенним каникулам мы подошли в таком состоянии, что ребенок приходил из школы каждый день в слезах, а домашние задания выполнялись часами, так как сказать устно он мог, а вот задание, к примеру, обвести цифры четырьмя разными цветами по признаку одинакового делителя вызывало истерику и требовало двух-трех часов сидения.
Мнение учителя-классного руководителя было: оставить до конца 4 класса, потом повторить целиком 4 класс, а то третий это фигня, там цифры до 1000 только считают. Я бы сказала, что это мнение вообще мужчин: что выросло, то выросло, пусть борется и учится с этим жить.
Мнение специалистки, которая переучивала на другую руку: переводить тогда, когда буквы начнет уверенно писать.
Мнение второй учительницы: переводить как можно раньше из психологических соображений.
Мнение школьного консультанта, которая по совместительству наша первая учительница: переводить как можно раньше. Она вообще хотела его оставить на второй год в первом или втором классе, но в конце года каждый раз решали, что мозг слишком опережает, чтобы имел смысл повтор.
Мнение директора: я этого ребенка не знаю, с ним не работал, мнение классного руководителя знаю, но решайте сами, в любом случае это не катастрофа.

Прометавшись туда-сюда между этими мнениями (а родственники в России хором добавляли масла в огонь), я решилась за неделю до осенних каникул, как только ребенок в очередной раз пожаловался на учителя, что тот его обозвал лузером. Решив, что мнение этого "педагога" ставится для меня в конец приоритетов, я быстренько накатала бумажку на перевод в третий класс и мы ушли ко второй учительнице, которая в 4 классе вела инглиш, музыку и кунст, а в третьем все, кроме спорта (спорт ведет тот учитель, что был классным руководителем в 4 классе). То есть педагоги остались теми же.

Как это воспринимает ребенок
Несмотря на все претензии на толерантность, дети второгодников все равно цепляют. В нашем случае отношения с 4 классом, наоборот, улучшились, а вот третий дразнил, пока ему не объяснили причину перевода. Разумеется, детям в параллели никто ничего не объясняет и они продолжают периодически цеплять.
Скуки по обучению мало, так как другой учитель - совершенно другой подход. Учебники совпадают только частично. Повторить есть что даже в математике (задачи и фигуры). А уж правописание и сочинения всегда требуют большей тренировки.


Школьный консультант

Школьный консультант - это развивающееся направление и, по всей видимости, они еще не везде есть. Могу ручаться за Баварию и БаВю. Спросите о такой возможности в вашей школе, если это вас заинтересовало.
Наша первая учительница в самом начале первого класса рассказала нам, что по возрасту и состоянию здоровья ей уже сложно работать с полноценной нагрузкой, поэтому она получает дополнительное образование как школьный консультант. Могу сказать, что если при наборе в школьные консультанты учитывают личные качества, как это я где-то читала, то, зная нашу учительницу, могу только рекомендовать этот сервис.
Из-за нехватки учителей ей пришлось в прошлом году снова взять первый класс по полной программе с дополнительной нагрузкой в виде школы полного дня и дополнительными занятиями с неуспевающими, поэтому я не думала, что она уже функционирует как полноценный консультант. Придя к ней с просьбой поучить Валентина писать правой, так как она имеет бОльший опыт и авторитет в этом вопросе, чем я или эрготерапевт, я получила заодно и предложение прийти к ней как к консультанту.

Консультант - это что-то вроде посредника между родителем, ребенком и школой. Он разбирает такие вопросы, как:
- проблемы с поведением
- вопросы по обучению
- вопросы по одаренным детям
- конфликты в школе
- поиски консультаций вне школы

Консультации являются приватными и бесплатными. Запрос делается через секретаря, который дает анкету для заполнения. Эту анкету потом надо вернуть в запечатанном виде, чтобы консультант мог назначить термин. Никакой информации консультант дальше не передает, и последствий для ребенка эта консультация не имеет (кроме тех решений, которые примет родитель по результатам). Но с согласия родителей консультант может поговорить с учителями и дать рекомендации им.

Такой сервис действительно помогает, потому что чаще всего родитель воспринимает школу как вражеский лагерь и разговоры с учителями это чаще всего разведка, тактические маневры или открытое сражение. Консультант, обладающий знанием системы, но находящийся в первую очередь на стороне ребенка, помогает перешагнуть эту стенку между двумя лагерями и посмотреть на ситуацию со стороны и с меньшими нервами.


О возможности печатать, а не писать в начальной школе

Возможность печатать на компьютере тексты в средней школе появляется где-то с 6 класса и не является такой уж редкостью.
Для начальной школы это все еще темный лес и нечто из ряда вон выходящее.
Тем не менее потребность в этом есть. Это не только такие безумные случаи, вроде нашего, но и гораздо более часто встречающиеся аутисты с нормальным интеллектом или ADHS. Все эти бесконечно мучающиеся (как правило) мальчики, которые пишут как курица лапой в школе (моему брату, к примеру, учительница ставила двойку просто потому, что не могла понять, что он написал - он и сам не мог) и счастливо переходят на компьютер в старшем возрасте.

Но: эрго, остео, шульамт, учителя... - вся королевская конница, вся королевская рать не могут Шалтая, не могут Болтая, не могут Шалтая-Болтая поднять...
Все говорят: О, это прекрасная идея!
На мой вопрос: А в реале-то так действовать?
Отвечают: Ну это же, наверное, просто, берете компьютер и пишете...

Это "просто" упирается в то, что:
- в школе нет стационарного компьютера
- в школе нет планшета и вообще ничего нет, давайте свое
- дома все ноуты на английских клавах, да и не дам я мой ноут в школу
- остается планшет, но...
... найти адекватную программу, которую не надо было осваивать годами ребенку и которую можно было удобно использовать для школьных нужд, найти было непросто.
Понятно, что у меня нет ни желания, ни возможности, скачивать (и частенько покупать) и бесконечно тестировать разные программы. Не было этого желания и ни у кого другого. Поспрашивав разные инстанции в течение пары месяцев, я обратилась в центр помощи по коммуникациям для инвалидов и там мне подсказали TextMaker. Планирую на каникулах попробовать. Там же мне порекомендовали обратиться в Kreismedienzentrum, который вообще-то и должен заниматься подобными вопросами и о котором почему-то никто от учителей до шульамта не вспомнил.


Новое из школьной жизни

Наконец, что нового у нас с новой учительницей? (о старом читайте по тегу "третий класс")
Из учебников: учебники не приносит вообще. Математика вроде бы та же (приходит домой тетрадь от этого учебника). Какой Дойч - не знаю. Но приносит периодически вот такую тетрадь, и она полезная, можно брать для самостоятельной работы: Rechtschreiben 3
Учительница по поводу правописания считает, что оно формируется после 4 класса, а в начальной школе они только начинают въезжать в тему. Диктанты как отчетную форму она не уважает, но дает, чтобы привыкали.
Сочинения пишут регулярно: были история по картинкам пара штук, придумать историю по началу, описание животного.
Ведут дневники, куда должны писать отчеты по школьным событиям (обязательно) и отчеты о собственных интересных событиях (по желанию).
VERA по дойчу в этом году будет "Слушание и понимание услышанного".
VERA по мате в этом году будет "Вероятности, комбинаторика" и "Формы".
Вообще она более творческий человек, у нее всегда очень интересные уроки кунста (напоминающие те, что описываются у американских блогеров по детскому искусству), сильный английский и немецкий. А вот математика проседает, но мне это и выгодно, так как математику я могу и сама дать при необходимости и с ней и так проблем было мало.
При конфликтах в классе она поступает легко и оригинально: приглашает школьного психолога, и та проводит пару уроков на темы "как сбросить агрессию" и "как правильно решать конфликты".
Валентина выбрали в представители класса в школьном совете, чего он очень хотел. Но до него очень быстро дошло, что это еще один урок, который надо отсидеть, да еще и записать и отчитаться потом перед классом. Бухтит и ноет, но придется доходить до конца.
Tags: дети, третий класс, школа в Германии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments