expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Неговорящий, неразборчиво говорящий ребенок - куда идти, что делать в Германии. Zusammenfassung

Тема в первую очередь для тех, у кого 2-3-летний ребенок и большие проблемы с речью.

В этой теме: что соответствует норме и что нет, когда бить тревогу, какие могут быть причины, куда просить направления, как найти хорошего логопеда и какие методики мне знакомы.

Имея за спиной пять лет борьбы за речь младшего ребенка и только сейчас получив наконец наш не слишком радостный диагноз диспраксия в руки, могу суммировать многое по поводу неговорящих детей. Я уже об этом немного писала (ссылка), и тогда все сконцентрировались на проверке ушей. Поэтому сразу говорю, что я не считаю, что от какой-либо из проверок / специалистов надо отказаться - но считаю, что следовать слепо (ключевое слово) рекомендациям педиатра плохо и очень плохо, так как педиатры двигаются со скоростью черепахи, выдавая одно направление в год в надежде, что все рассосется, или радостно сваливая проблему на ближайший SPZ (центр социалпедагогики).
Продавливать диагностику надо одновременно, а не одну за другой, и очень внимательно изучать, куда обращаться, иначе годы уходят просто неумолимо, а вы тупо ждете по полгода или больше следующего термина. Это сложно даже для немецкоязычных родителей (одна мама в саду сказала: "Я у врача чувствую себя нищей-попрошайкой"), но для нас это требует еще большей борьбы и сил, так как педиатры склонны списывать все на двуязычие. Поэтому важно владеть как можно большим количеством информации, знать, куда можно вообще податься, самому протестировать насколько можно ребенка - не для того чтобы самостоятельно поставить диагноз, а для того чтобы трезво взглянуть на ситуацию и иметь уже некую предварительную картину в голове. Ведь даже когда вы попадаете к логопеду, он не спешит ставить вам диагноз и вам все подробно-подробно объяснять. Терапевты тоже асы в том, чтобы тянуть время и держать предполагаемый диагноз при себе, вместо того чтобы сказать "срочно идите на диагностику".

Не претендую на абсолютную полноту и точность, но пять лет назад лично я, услышав от педиатра "Ваш сын просто ленится", а потом от другого через два года "Так он у вас вообще, может, не заговорит", была бы счастлива иметь эту информацию, чтобы не сейчас, а значительно раньше получить бумажку на руки, которой можно было бы бить педиатра по голове выдавливать получение терапии.
Про случаи, которые легко диагностируются, буду только упоминать, сосредоточусь на более невнятных случаях.

Если вашему ребенку 2-3 года, и он не говорит и вы не знаете, что вам сделать - пишите, попробуем поискать, куда вам пойти, по Интернету. Баварии сразу скажу: мне очень жаль, но говорят, что у вас нет отдельных логопедических школ. Ваше правительство признало в этом году, что это ошибка, и собирается по этому поводу что-то предпринять, но кто знает, когда они раскачаются.


1. Что считается отставанием в речи и когда бить тревогу. Какие заболевания могут быть причиной


Официальная таблица логопедов.

0-10 месяцев
Норма. Ребенок реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону источника звука. Кричит, гулит, повторяет слоги.
Проблемы. Ребенок не смотрит в глаза, не реагирует на звуки, молчит (особенно после 6 месяцев), не может образовать звуки.

10-18 месяцев
Норма. Ребенок использует мимику и жесты, копирует звуки и слоги. Реагирует на свое имя. Понимает простые требования, может назвать предметы (около 10 слов) и показывать.
Проблемы. Ребенок ограничен несколькими слогами или звуками. Ребенок повторяет все время одно и то же. Не понимает требования. Пробует общаться только мимикой и жестами.

от 18 до 24 месяцев
Норма. Ребенок понимает простые предложения. Он опознает звуки (самолет пролетел и тп). Называет знакомые предметы (30-50 слов). Переходит от однословных предложений к двухсловным.
Проблемы. Использует мало понятных соединений звуков. Использует менее 10 слов, имеющих значение. Речь стала хуже, не развивается или ребенок перестает говорить.

от 2 до 3 лет
Норма. Ребенок понимает длинные предложения и требования (например, показывает части тела). Называет свое имя и использует более 50 слов. Строит предложения из 2-3 слов. Может произносить звуки m, b, p, d, f, l, n, t, w.
Проблемы. Ребенок говорит непонятно. Говорит только несколько слов. Не удлиняет предложения (не может перейти от 2-словных дальше). У вас такое чувство, что ребенок вас не понимает.

от 3 до 4 лет
Норма. Ребенок слушает, когда ему читают. Он понимает маленькие рассказы. Отвечает на простые вопросы. Строит предложения из нескольких слов и задает вопросы. Использует местоимение "я".
Проблемы. Посторонние ребенка не понимают. Ребенок не может образовать множественное число. Ребенок не образует простые предложения. Ребенок использует мало глаголов, не использует прилагательные или вспомогательные слова.

от 4 до 5 лет
Норма. Ребенок участвует в разговоре как взрослый. Может описать ситуации, говорить о вещах, которые он не видит. Может соотносить предметы с их обобщающим понятием (посуда - тарелки, чашки...). Все звуки и сочетания звуков правильные.
Проблемы. Ребенку сложно строить предложения. Он делает много грамматических ошибок. Ребенок говорит непонятно. Ребенок не может произносить определенные звуки или заменяет один звук на другой. Ребенок повторяет или тянет звуки или слоги.

Возможные заболевания

Под каждой из этих проблем прячется вполне конкретное заболевание или несколько заболеваний. Я вряд ли назову все, так как некоторые из них очень специфические. Попробую объединить в группы. На русском языке диагнозы сопадают частично и могут иметь другие названия. Например, к алалии относят группу диагнозов, которые в Германии разделяют (что, в общем, логично, так как причины разные).

1. Проблемы с восприятием на слух.
Отсутствие, ослабленный слух, вода в ухе, внутренний шум, который мешает понимать слова полностью, проблемы с различением слов на слух.
Эти проблемы не так сложно заметить или заподозрить.
Сложности с опознанием слов на слух выяснить труднее, но с помощью тестов на различение слов, отличающихся только одной буквой, это можно определить / заподозрить даже родителям (покажи на картинке: палку - галку и т.п. Слово произносится шепотом, рот закрывают листом бумаги, перед этим надо произнести слова громко и отчетливо, чтобы убедиться, что понятие ребенку известно).
Прогноз чаще положительный при своевременном обнаружении. Если раньше у детей с ослабленным слухом был только один вариант - речь глухонемых, то теперь они ходят со слуховыми аппаратами и нормально живут в обществе. Знаю одного взрослого и двух детей с ослабленным слухом. У друга моего сына такой брат: мальчик пошел в первый класс обычной школы после нескольких лет в специализированном детском саду. Учительница говорит в микрофон.


2. Проблемы со строением речевого аппарата и связок: заячья губа, короткая уздечка, нарушения строения челюсти и др. Многие из них видны визуально (или слышны на слух - странный голос) уже в раннем возрасте. Оценить правильность строения челюсти может и зубной врач. Такие дети также могут иметь проблемы с едой и питьем. Но некоторые нарушения выявляются только при подробном обследовании у фониатора.
Прогноз зависит от степени проблемы и от того, насколько хирургически можно поправить.


3. Неврологические, психические проблемы и нарушения интеллекта: синдром Дауна, синдром хрупкой хромосомы, аутизм, синдром Аспергера, АDHS (синдром дефицита внимания), заикание (нарушение координации в мозге), молчание вследствие тяжелой психологической травмы (мутизм) и другие проблемы.

Синдром Дауна выявляется рано и там комплекс других проблем, с которыми родители сталкиваются уже в раннем возрасте, то есть вопрос о диагностике обычно не стоит.

Синдром хрупкой хромосомы может оказаться просмотренным, так как бывает разной степени тяжести. Типичный признак: высокий лоб, удлиненное лицо, торчащие в сторону уши, глубоко посаженные глаза. Синдром сопровождается проблемами интеллекта и речи (в зависимости от тяжести - и другими проблемами). В логопедическом детском саду в каждой группе каждый год таких детей 2-3 человека, их легко опознать по внешности.

Аутизм бывает с потерей интеллекта (такой быстро диагностируется) и без потери интеллекта (или с повышенным интеллектом). Степень потери социализации тоже бывает разной: тяжелую, с невозможностью контакта, приступами страха или агрессии в возрасте 1.5-3 лет тоже сложно не заметить. Все множество форм и степеней более легких вариантов объединяют обычно под названием "заболевания аутического спектра".
Наиболее на слуху синдром Аспергера: они могут быть почти нормальными людьми, которые не понимают поведения других людей и не могут правильно реагировать (в этой форме проблема нередко "перерастается" - то есть эти люди могут научиться реагировать так, как от них ожидают, благодаря анализу поведения других - не эмоциальному, а интеллектуальному). Проблема у Аспергеров не в том, что они не могут, а скорее в том, что они не хотят разговаривать - не считают нужным.

Дети с синдромом дефицита внимания диагностируются благодаря отсутствию этого самого внимания - неспособности сосредоточиться даже на любимых делах (в отличие от Аспергеров, которые могут быть абсолютно дикими, непослушными и гиперактивными, но могут сосредоточиться на том, что им надо). Отсутствие внимания сказывается и на речи: они недослушивают, переставляют слова, имеют ограниченный словарный запас, а в более старшем возрасте это может быть дисграфия или дислексия.

Прогноз по двум последним, если интеллект на нормальном уровне: много-много-много... терпения. Есть значительные шансы, что ребенок перерастет, то есть не вылечится, но сумеет адаптировать свои особенности к обществу.


4. Афазия, дизартрия - повреждение мозга вследствие кровоизлияния или других болезней, что приводит к потере части речевых способностей или повреждению лицевых нервов и нарушению координации работы речевого аппарата. Встречается обычно у взрослых, у детей - вследствие тяжелых заболеваний, например ДЦП.


5. Неизученные (предполагаемые) причины. Как говорят сами врачи - "наука пока не совсем в курсе дела". По-русски все это подают как часть многокомпонентного соуса "алалия", в Германии называют Dyspraxie и специфическое расстройство речи. Предполагается, что причиной является родовое (или во время беременности) повреждение речевой зоны мозга - у диспраксиков или аномально маленький объем этой зоны - у специфического расстройства. А поскольку зона движения находится там же, где и речевая зона, то у диспраксиков часто бывают также нарушения моторики разной степени.
Прогноз не слишком радостный: это много-много-много-много... работы с надеждой на лучшее.


6. Немедицинские причины. Существует, конечно, педагогическая запущенность и семьи с социальными проблемами. Но такие родители не читают Интернет на тему, что с ребенком. Нас гораздо чаще касается наложение двух языков.
Основная причина появления двуязычных детей в нашем логопедическом детском саду - каша в речи родителей. Если мама говорит: "И она сказала: Ich hab schon Teig gekauft и потом побежала по штрассе в ближайший ладен, чтобы купить еще кисточку яблок", то шансов на нормальную речь на любом из двух языков у ребенка не очень много.
Если русскоязычные родители разделяют языки, то у ребенка чаще всего будет нормальное развитие русского языка и дефицит немецкого. Это проблема не логопедии, а обучения. Логопеда, конечно, иметь неплохо: грамматику там посадить на место или звуки потренировать - но необязательно.


Куда нужно просить направление

Все нормальные логопеды, в отличие от педиатров, считают, что чем раньше ребенок получит логопедическую помощь, тем лучше. Отсюда возникает проблема: как получить направление и куда нужно требовать направление. Попробуем плясать от симптомов, а не от возраста.

Серьезные проблемы не рассматриваю, только те, которые в глаза не бросаются / имеют проблемы с диагностикой.
Не доверяйте слепо своему педиатру, особенно если он говорит вам ждать до 4-5 лет. Вы, а не он, видите ребенка каждый день.

- Послушайте вашего ребенка сами, потратьте неделю на то, чтобы за ним записывать все, что он пытается сказать. Выпишите все звуки, которые произносятся, и ваши предположения - что бы это могло значить.
- Посмотрите, как артикулирует ребенок: попросите вытянуть губы трубочкой, высунуть и поднять язык, поцокать, сделать последовательность из движений ртом (например, губы вперед-широко-вперед-широко). Проанализируйте, что и как он ест - есть ли проблемы с твердой пищей (мясом, например).
- Проверьте своего ребенка на словарь: покажи на картинках пальцем предметы, покажи части тела.
- Проверьте ребенка на понимание: дайте ему задание из нескольких последовательных действий. Попросите показать на картинках слова, отличающиеся одной буквой (если путает условно шишку с мишкой - то проблемы с пониманием на слух).
- Проверьте вашего ребенка на интеллект: покажите ему детский тест с матрицами Равена - в российском Интернете можно найти и картинки, и подробное объяснение


1.
Ваш ребенок плохо реагирует на звуки / его речь не развивается после простуды / он путает похоже звучащие слова - > идите к HNO / Pädaudiologie.

Начать можно и с обычного городского врача. Ждать полгода термина у аудиолога имеет смысл, если подозреваются какие-то серьезные проблемы со слухом или есть путаница в похожих словах (это требует диагностики на специальной аппаратуре). Послепростудную воду в ушах, которая нередко становится источником проблемы, прекрасно может обнаружить и обычный отоларинголог.
Направление - ЛОР.
НО! Если вы подозреваете, что проблема все-таки не в ушах или уши - только часть проблемы, то см. дальше.


2.
Ваш ребенок не идет на контакт, не может смотреть прямо в глаза, у него случаются приступы агрессии или страха - это ключевой признак аутизма. Только имейте в виду: ребенок, который не владеет своим речевым аппаратом, точно так же подвержен приступам агрессии и фрустрации - поставьте себя на его место и поймете почему.

Аутизм - обожаемый сегодня диагноз, особенно Аспергер. Аутизм в действительно проблемной форме просмотреть сложно, поэтому о нем не говорю. Другое дело не очень выраженный Аспергер. Полноценно диагностировать его можно после 7-8 лет, до этого он не слишком отчетливо выделяется (зависит, конечно, от степени).
Если ваш ребенок спит с машинками вместо мягких игрушек, не любит обниматься, издает неадекватно громкие звуки в неподходящих ситуациях, вообще слишком громко/тихо говорит, неуклюж и имеет проблемы с моторикой, не по возрасту концентрируется на теме гениталий/попы, говорит слишком много грубых слов (а родители их не говорят в таком количестве), очень избирателен в еде, слишком остро реагирует на запахи или, к примеру, чистку зубов, имеет проблемы в поведении, проблемы с рутинными делами (не видит в них смысла), проблемы с общением со свертниками (отсутствуют друзья или есть только один спокойный друг, который по своему характеру склонен терпеть выходки вашего ребенка, так как их интересы в чем-то схожи), не умеет выражать сочувствие другим - все это звоночек о том, что у вас, вероятно, растет Аспергер.
У мальчиков проблема очевиднее, чем у девочек. Девочки с подобной проблемой обычно обозначаются в дошкольных организациях как "дикие" или странные, но к средней школе уже более-менее адаптируются. Часто Аспергер у мамы диагностируется после того, как он диагностирован у ее сына.
Логопед при этом - специалист вспомогательный, а не основной, так как проблема скорее "не считаю нужным тут с вами общаться". Как отграничить от настоящих речевых проблем: если плюс к предыдущим симптомам есть нормальные слова, хоть их и немного, иногда предложения, то скорее всего проблема психологическая, а не логопедическая.
Направление - Frühförderung (до 3 лет), SPZ (спрашивайте отзывы! лучше отправляться в тот СПЦ, который специализируется на аутистах), психолог, логопед.
НО! Если вы сомневаетесь, что это все-таки аутизм, или считаете, что эта проблема у вас есть, но в слабой степени, а хуже другое, а вас упорно кормят аутизмом и вы сомневаетесь в компетентности этих специалистов - см. ниже.


3.
Если вы подозреваете по поведению ребенка ADHS, то идите Frühförderung (до 3 лет), SPZ или психологу. Если диагноз подтвердится, то логопед будет тоже неизбежен, но ему будет значительно легче работать с диагнозом, чем вслепую.


4.
Ваш ребенок говорит невнятно, непонятно для посторонних. Тут могут очень разные варианты, попробуем их разграничить.

А. Ребенок двуязычный, дома чисто русский. Русский соответствует норме, немецкий отстает. Особенно это касается объема словаря. Биться за направление не нужно, скорее отбиваться от SPZ. После 4 лет можно просить направление к логопеду под соусом "проблемы с грамматикой".


Б. Ребенок двуязычный, языки распределяются по родителям. У ребенка языки смешиваются, несколько отстают от возрастной нормы, особенно в словаре, но основные, базовые умения присутствуют: есть отдельные правильные слова, звуки соответствуют возрасту (за единичными исключениями), появляются предложения по норме (неважно на каком языке или в какой смеси). За направление к логопеду биться не обязательно, но иметь его неплохо (см. ниже, какого логопеда выбрать), если удастся убедить врача дать его без посыла в SPZ. Неплохо посетить Beratungsstelle при логопедической школе, если она у вас есть: обычно они указывают, что консультируют родителей двуязычных детей. Для этого не нужно направление. Но самое главное - продумать правила распределения языков в семье и четко им следовать.


В. Ребенок имеет проблемы с артикуляцей, говорит кашей. Количество слов, наличие предложений соответствуют возрасту. Уши вы уже исключили. Проблема в артикуляции звуков: плохо выговаривает, например, ш, с, з, ж, г, к, не говоря уже о р, которая встает последней около 5 лет. Причиной может быть слабость мускулатуры рта, лечится тренировкой, массажем. Обычно эта проблема слышна даже педиатру, и вы получите спокойно направление к логопеду после 4 лет.


Г. Ребенок в 2 года говорит только гласные, некоторое количество слогов и никаких слов. И особенно если ребенок и в три года остается в той же позиции. Или если ребенок меняет произвольно слоги, а половина букв отсутствует. Или если ребенок заменяет все неудобные согласные на удобные - так что его практически невозможно понять. Ест долго, не любит твердую пищу. Могут быть проблемы с моторикой разной степени.
При этом вы не подозреваете проблем с аутизмом (или допускаете, что если и есть аутизм, то слабый Аспергер) или интеллектом, но считаете, что ребенок не может управлять своим ртом (это видно - попросите повторить за собой ряд из двух движений губами или языком).
Что же, вас можно "поздравить": с большой долей вероятности вы попали в бурлацкую упряжку - бесконечную логопедическую работу с диспраксиком.
Если речь идет о возрасте двух лет - идите в Frühförderung, оттуда вам легче будет попасть к лого и эрго. Повезет - это был другой диагноз и проблема рассосется до 3 лет.
Если речь идет о возрасте трех лет - проблема уже не рассосется и направления надо брать на всё (см. ниже как выбрать специалиста) и сразу, так как во многих местах ожидание до 9 месяцев. Запишитесь повсюду, куда дотягивается ваша рука без драки с педиатром (Beratungsstelle при логопедической школе, ЛОР, аудиолог, СПЦ - но только компетентное, а лучше Kinderzentrum). Попросите направление хотя бы на диагностику к специализирующемуся на малышах логопеду (на три занятия). Логопед ставит подозрение на диспраксию - ускоряйте ваши телодвижения, записывайтесь везде, куда еще не записались.
Многие "специалисты", особенно деревенские, склонны сбрасывать все на двуязычие. Но никакое двуязычие не может оправдать отсутствие опознаваемых (пусть и без пары звуков) слов в два с половиной - три года.


Д. У ребенка ограниченный словарный запас, есть большие проблемы в грамматике в обоих языках. Произношение при этом нормальное, аутизм или другие заболевания маловероятны.
Если при этом еще и проблемы с концентрацией - это подозрение на синдром дефицита внимания. Если нет - это похоже на специфическое расстройство речи. И в первом, и особенно во втором случае вам нужно много логопеда. Всплывает вопрос скорее к годам 4-5, поэтому проблема с направлением вряд ли возникнет.


5. Ваш ребенок начинает тянуть начальные согласные, вставлять буквы перед словами (а, и, э), повторять первые слоги слов. Ребенок неожиданно повышает голос, часто замолкает, помогает себе движениями головы или рук, Это может быть признаком надвигающегося заикания. Попросите хотя бы направление на диагностику - при заикании нужно обращаться к врачу как можно раньше.


Ищем специалиста


1. Логопед

Направление к логопеду может выписать: Hausarzt, Kinderarzt, Phoniater/Padaudiologe, HNO-Arzt или Neurologe. Если никак не получается вообще, то лучше заплатить за первый курс (30-50 евро за занятие), а потом идти с диагнозом и рекомендациями убеждать врача. Спор с педиатром помогает, а еще больше помогают бумажки: распечатки из Интернета (многие логопеды на своих сайтах пишут, почему терапию надо начинать раньше, не ждать), письма от воспитателей.

При выборе специалиста нужно обратить внимание на то, что он предлагает. В этом помогут сайты самих логопедов и сайт объединения логопедов в Германии ссылка.
Конечно, если проблема в постановке пары звуков или в небольшом отставании немецкого языка, то вам подойдет любой ближайший специалист. Но если вы хотите раннюю диагностику, специалиста по двуязычию или если вы подозреваете один из "веселых" диагнозов (Dyspraxie, специфическое расстройство, заикание), то нужно выбирать того, кто на этом специализируется. Для этого изучаем внимательно, что написано на сайте местного логопеда или отправляемся на указанный сайт на страницу "Поиск логопеда" (раздел Сервис). Там в подробном поиске указываем наш PLZ и выбираем из всплывающего окна нужный нам пункт: например, Late Talker (дети до 2 лет) или двуязычие.
Некоторые специалисты указывают возможные дополнительные языки для общения, чаще английский. Чем сложнее диагноз, тем меньше всплывет специалистов. Выбирайте тех, кто указывает то, что вам нужно, - они склонны указать меньше, чем могут, а не больше! Логопеды в Германии перегружены, проблем с тем, чтобы набрать кучу двуязычных детишек, которые прекрасно заговорят и без их помощи, у них нет. Преференций в очереди у сложных случаев нет, разве что вы по знакомству или как "приват" пациент сможете ее продвинуть. Поэтому если человек указал себе какую-то сложную проблему, то это значит, что он может и, главное, хочет с ней возиться и имеет в этом опыт. Обратить внимание можно также на указанные логопедом дополнительные методики (см. перечисление некоторых методик ниже).
Среднее время в очереди - два-три месяца.


2. SPZ и Kinderzentrum

Направление дает педиатр и делает это охотно: для него это возможность спихнуть проблему на других людей. Только приходится объяснять, что ожидание по полгода приема в СПЦ не говорит о том, что все это время можно обойтись без логопеда.

Центры социальной педагогики есть при больницах, обычно в городах - центрах областей. Но качество у каждого СПЦ разное. Вы можете выбрать, куда идти! Например, центр в Хайльбронне очень слабый. Там сидят самые обычные специалисты. Возможно, у них есть какая-то сильная сторона, например синдром Дауна, но невооруженным глазом она не видна. Время ожидания + посещение по разу четырех специалистов занимает до двух лет.

Предполагаемым аутистам логопедическая школа рекомендует Штутгарт (там есть специализированный центр), всем остальным - Kinderzerntrum Maulbronn. Время ожидания в Маульбронне - 9 месяцев, пройти можно сразу трех специалистов за раз. Разница в уровне подготовки специалистов по сравнению с обычным СПЦ видна очень хорошо.


3. Phoniatrie und Pädaudiologie

Направление дает педиатр (или отоланринголог). Направление получить несложно, только педиатру снова приходится объяснять, что ожидание термина не означает, что не нужно ходить к логопеду. Первую проверку можно сделать и у обычного отоларинголога, а также в Beratungsstelle при школах глухих.

Время ожидания в этих центрах везде разное, специализация тоже немного отличается. Например, в Штутгарте в Ольга-клинике это около 4 месяцев - полугода, а в Хайдельберге - 9 месяцев. При этом в Штутгарте проверяют только уши, в Хайдельберге есть еще и тестирование у логопеда. Разницу можно заметить по сайтам: Штутгарт подробнейшим образом описывает свои возможности по поводу слуха, а о логопедии - две строчки мелким шрифтом. Хайдельберг значительное внимание уделяет также фониатрии.
Посетив эти организации, я поняла, почему время ожидания такое безбожное: и там, и там признали, что со слухом все прекрасно, но захотели увидеть еще раз. Если выкинуть таких балластных детей, приходящих "для контроля" (непонятно чего: внезапной глухоты?), то очередь могла бы заметно ускориться.


4. Beratungsstelle при специализированных школах

Такие консультации есть при всех специализированных школах (логопедических, детей с психическими нарушениями (аутизм, Даун и т.п.), двигательными нарушениями, интеллектуальными нарушениями, глухих). Там тестируют детей, предлагают разные варианты, дают списки специалистов для терапии или диагностики. Время ожидания небольшое, направление не нужно.
Страх родителей перед спецшколами теперь может уменьшиться, благодаря инклюзиону: даже если спецшкола решит, что вы их клиент, вы всегда можете выбрать обычную школу с дополнительными занятиями в рамках инклюзиона.


5. Frühförderung

Такие консультации есть сейчас в разных городах и иногда даже не в одном экземпляре. Обычно это нечто вроде праксиса разных специалистов, где упор делается именно на раннюю диагностику до 3 лет. Заключение этих центров дает возможность без проблем получить потом нужное направление у педиатра.


6. Специализированный санаторий

Этот вариант возможен скорее после всех предыдущих, когда есть диагноз, так как в необходимости санатория нужно убедить и врача, и кранкенкассу, чтобы она его оплатила. О санатории рассказала мама из садика и была в полном восторге.
В санатории в течение четырех недель ребенок занимается интенсивно эрго, лого, плаванием, ритмикой, физиотерапией. Сопровождает его один из родителей, который может в процессе смениться. Дети более старшего возраста находятся в санатории без родителей.
Проверенный моим источником санаторий: www.rehaklinik-werscherberg.de
Еще я нашла пару других: www.logozentrumlindlar.de, www.eubios.de/sprachheilkur


Логопедические методики

В списке логопедов на сайте, указанном выше, есть также указание на дополнительное образование, которое имеет тот или иной специалист. Часто там указываются различные методики. Ни одна из них не является истиной в последней инстанции и единственно верной и возможной, но использование разных методик позволяет гораздо лучше добиться результата, чем классическая работа с карточками, особенно у детей помладше. Первые две я видела в действии.

Метод Б. Падован (Padovan) - популярная и достаточно результативная методика, часто применяется для вызова речи у неговорящих детей. Проводится специальный комплекс упражнений, который помогает улучшить координацию мозга и тем самым улучшить речь. Специалистов, имеющих в своем списке методику Падован, хорошо выбирать для Late Talker, детей с подозрением на диспраксию, детей с неврологическими проблемами.

Метод Б. Цоллингер (Zollinger) - очень хорошая методика для маленьких детей, особенно Late Talker и тех, кто не считает нужным говорить. Методика основана на том, что часть детей не связывает абстрактное слово с конкретным предметом. Для них речь еще не имеет того значения, какое она должна иметь у хомо сапиенс: возможность передать информацию, не показывая на предметы пальцем. Терапия проводится через игру в ферму, машины, поезда: сначала вызываются эмоциональные восклицания, терапевт громко и эмоционально произносит в игре междометия, крики животных, потом переходит к коротким словам.

Метод Taktkin - метод используется для нарушений работы речевого аппарата, особенно при афазиях и диспраксиях. Наш следующий терапевт практикует эту методику, так что я узнаю о ней поближе. Терапевт работает с мускулами рта и определенным набором слов, который постепенно расширяется. Методика предполагает ежедневную работу и дома.

Метод Р. Кастилло Моралес (Castillo Morales) ориентирован на людей с проблемами моторики рта и глотания. Эта методика используется ограничено и чаще как часть терапии, а не как самостоятельная методика.

Метод Макгиннис (McGinnis) - специалист, работавшая в школах глухих, куда раньше также попадали просто неговорящие дети. Создала методику развития речи через письменный язык. Методика подходит больше для детей предшкольного - начала школьного возраста.

Навигация Детские темы
Tags: дети, логопед, медицина в Германии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments