expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Жизнь в немецкой школе. 4 класс

Как всегда после первого родительского собрания о жизни в 4 классе. Я не уверена, что мы дойдем до конца 4 класса в этом году, так как совмещение обучения в 4 классе в обычном режиме с переучиванием на правую руку превратило нашу жизнь в небольшой ад. По закону родители имеют право в начальной школе на однократное оставление ребенка на второй год, остается только решить, когда этим правом воспользоваться.

Далее о непростой жизни четвертого класса, но сначала под спойлером о наших "русских" успехах для тех, кто следит.

Русский

[Spoiler (click to open)]
Русским я довольна, несмотря на то что время, которое мы можем ему уделить, неуклонно сокращается. Дети неплохо говорят, хотя иногда забывают какие-то слова, но могут сказать описательно, что они имеют в виду. Употребляют правильно сложные слова вроде "анализировать", "аналогично". На последнем занятии бодро, перебивая друг друга, рассказали мне, что там за чем шло в доисторическую эпоху из животных/растений, чем меня немало удивили, так как я столько сил этой теме не уделяла, только в общих чертах рассказывала.
Есть, конечно, застарелые проблемы, которые идут из года в год: неправильный род у некоторых слов или неправильные падежно-предложные конструкции под влиянием немецкого ("на понедельнике" вместо "в понедельник"). Что мне совсем не нравится, но с чем трудно бороться - это сокращение самостоятельного чтения по-русски. У детей не хватает на настоящее (целую книгу) самостоятельное чтение сил и времени, поэтому задаю куски текста каждый раз на русском, в надежде, что хотя бы пара страниц в неделю будет читаться для сохранения навыка, и сохраняю свое чтение вслух и прослушивание аудиокниг.
Еще одна провисающая тема - устойчивые выражения. Большинство они не знают, а те, что знают, помнят приблизительно, поэтому при использовании творчески перерабатывают, вроде "песок, он и на Марсе песок". Я надеюсь эту лакуну восполнить позже, так как количество правил и даже исключений к ним у нас все-таки не бесконечно, глубоко в дебри сложных правил я лезть вообще не хочу и у нас должно постепенно освободиться время и для устойчивых выражений.
У меня все больше крепнет подозрение, что качество устной речи тупо зависит от того, хватает ли у родителей времени, сил и желания исправлять за ребенком. Спокойное постоянное попугайное повторение за ним в правильном виде и периодические просьбы повторить самому правильно, если родитель видит, что мозг отключился и не слушает исправление, дают очень хорошие результаты.
Регулярные занятия выполняют ту же функцию равномерного копания мозга: я не давлю на них, что они должны выучить какое-то правило или слова. Не запомнили - не беда, еще сто раз вернемся. При этом я стараюсь создать у них ощущение, что они не крутятся по кругу, а все время двигаются дальше, изучают более сложные темы.
Таким образом, моя цель - максимальная эффективность небольшого количества занятий - пока достигается. Основные правила при этом:
- ничего лишнего, только самые важные правила и грамматика в порядке усложнения и с оглядкой на местную школу
- не задерживаться на одном и том же до момента, пока не запомнят, а просто регулярно возвращаться - через год-два правило ложится в голову
- не использовать для тренировки правописания "природно-описательную" лексику российских учебников, а строго определенный набор часто используемых слов

Наш контрольный диктант начала года на предмет того, что успели забыть за полтора месяца / не усвоили за год (два, три года...)

Стеклодув, скрипач, счастливый, счистить, цепочка, цистерна, чародей, чутье, чудесный, электростанция, подъем, рассердиться, родственник, работорговля, подземелье, ползти, ловкость.

Ошибки были (суммирую двух детей) в разделительных Ь и Ъ (подземельие, подём или подьем), оглушении согласных (полсти), соединительной гласной и безударной (рабатарговец или робатарговец; подзимелье), ться/тся (рассердится вместо рассердиться), в слове чюдестный, цы в электростанцыя.
Бальзамом на душу были правильные счастливый, скрипач без мягкого знака, рассердиться с двумя С и наконец-таки сть, зти без добавочного мягкого знака.




Четвертый класс в общем

1. В середине года (к концу января) учитель определяется с оценками и рекомендацией для дальнейшей школы. В начале весны надо будет уже сдавать документы в следующую школу. Таким образом, "посмотреть" до конца года на оценки в возможности не получится: на ребенка уже посмотрели в 3 классе и наверх он вряд ли сильно подпрыгнет, однако даже полбалла могут изменить ситуацию. Главное, не давать ему скатиться с уже достигнутого уровня в эти самые сложные в его жизни в начальной школе месяцы.
А месяцы будут сложные: за оставшиеся до получения рекомендации месяцы (11-12 недель) будет 2 сочинения, 1 контрольная по немецкому (диктант и тест), 1 контрольная по чтению, 3 контрольные по математике, полицейский теоретический и практический тест по безопасной езде на велосипеде в рамках "природоведения".

2. Домашние задания теперь даются в объеме каждый день два листа (один мате, другой дойч), плюс "природоведение", музыка и английский тоже чего-то периодически хотят.
По вторникам у детей 7 уроков с паузой на два часа с 12.15 до 14.30.

3. В начале года дети ездили в Schullandheim с двумя ночевками - нечто вроде лагеря. По стоимости это было за все про все 89 евро + 10 евро карманных денег. Поскольку класс напродавал в том году печенек на 17 евро на нос, то получилось по 62 евро + 10. В стоимость входило: доставка туда-обратно на автобусе (около 1 часа в пути), трехразовое питание, катание на тобоггане-желобе. В программе были спортивные игры, прогулка до тобоггана и по окрестностям, костер, дневной тихий час, "танцульки" - в общем, классический такой вариант. Насколько я поняла, в четвертом классе обычно куда-то выезжают на пару-тройку дней, и часто это именно Schullandheim. Детям подходит не всем - мой ребенок приехал со словами "никогда в жизни", но он психологически был еще не готов и все его проблемы были заранее запрограммированы. Не пустить тоже не вариант - это значит очередной раз оказаться белой вороной.

4. Для дополнительных занятий можно поставить на планшет приложение Anton - это пока самое адекватное из того, что я попробовала.

5. На собрании выдали результаты Vera с третьего класса. Мой написал на балл лучше, чем годовые оценки, хотя учитель уверяет, что у него все обычно совпадает.


Математика


Учебник Welt der Zahl: ссылка (учебник, рабочая тетрадь, Födern - для отстающих, для умных не нашла книжку, возможно, еще не выпущена.

В программе по математике в четвертом классе повторение письменного (в столбик) сложения и вычитания, добавляется умножение и деление в столбик, очередность действий, понятия кратного и делителя, признаки деления на разные числа, устное умножение и деление многозначных на однозначное, числа до миллиона, развертки геометрических фигур и проекции, площадь в квадратных метрах, параллельные прямые, радиус, округление чисел. Углубляют и повторяют массу, литры, длины, время - все с использованием простых дробей (одна вторая, одна и три четвертых). Учатся читать таблицы, диаграммы и графики.
В начале года особое внимание надо обратить на вычитание в столбик: как в конце второго года практически проглатывается тема деления с остатком и дети смотрят на нее в начале третьего, как баран на новые ворота, так в конце третьего года проглатываются темы вычитания в столбик и "сначала точки - потом штрихи" (сначала умножение и деление, потом плюс или минус).


Немецкий

Учебник Цебра: ссылка (воздушный шар - основная тетрадь по правописанию и грамматике, ракета - развитие речи, чемодан - дополнительная по теории и чтению, воздушный шар с ракетой на одной обложке - дополнительная тренировочная тетрадь, самокат - дополнительные упражнения по итогам 4 класса, зебра с книгой - книга для чтения)

В программе немецкого много повторения уже изучавшихся тем: все те же части речи, изменения глагола по лицам и числам, претеритум и перфект, правописание, связанное с длинной и короткой гласной (см. мои темы по немецкому правописанию в прошлом году), субъект, предикат, приставки и суффиксы (Vorsilben, Nachsilben), степени сравнения прилагательных, знаки при перечислении и прямой речи. Добавляются будущее время, повелительное наклонение, сложные предложения с союзами denn, aber, weil, dass, дополнения в дативе и аккузативе.

На мой взгляд, слишком уж они скачут: 96 страниц,в основном по одной страничке на одну тему, изредка две (одна, например, в повторении, другая дальше). Для правописания слишком мало, да и для грамматики недостаточно. Многие слова из учебника третьего класса я забила в Memrise в формате "русский-немецкий" (меня можно найти там как tromari или зарегистрироваться в Мемриз и прислать мне емейл в личку, тогда я пришлю приглашение в группу - все это бесплатно, если только вы не захотите продвинутый аккаунт в Мемриз). Подразумевается написание слова на немецком в ответ на русское слово. Список буду постепенно расширять.

Из развития речи в 4 классе в учебнике сочинение по картинкам, сочинение "по словам" (даются 3-4 слова, на основании которых нужно написать сочинение), сочинение-сказка/фантастический рассказ, реферат, а также различные виды текстов (комикс, диаграмма, отчет, диалог, инструкция...). По результатам прошлого года по книге, развивающей речь, сделали примерно две трети, выбирая менее творческие, более традиционные и более простые задания. Вместо презентации по книге в этом году собираются делать презентацию на любую тему, например хобби.


Натур-культур

Учебник по велосипеду с кодом доступа к Интернет-порталу: ссылка

Большая тема 4 класса - безопасная езда на велосипеде. Детям выдается книжка с правилами, которые обсуждаются в классе. Плюс четыре практических занятия с полицией на специальной площадке, куда их возят на автобусе в другой город. Два последних из четырех занятий могут проходить на обычных улицах. Но в нашем случае полиция решила, что это будет слишком опасно. На последнем занятии сдают практический экзамен. На уроках пишут перед этим теоретический тест.
На площадке велосипеды выдают, на занятиях в городе, если они будут, надо пользоваться своим. Учителя проверяют перед началом занятий с полицией шлемы и велосипеды: настройку тормоза, наличие всех фонарей спереди и сзади, насколько хорошо сидит шлем (не должен сдвигаться рукой).
Вопросы непростые: приоритет "справа перед слева", где стоять в потоке машин, чем опасны грузовики, дорожные знаки - все это вполне объяснимо, потому что с 10 лет дети не имеют права ездить по тротуару и должны ездить по велосипедным дорогам или по обычным дорогам, если велосипедных дорог нет. Штраф за нарушение, если не изменился, составляет 15 евро, и я знаю человека, которого штрафовали, так что это не виртуальный, а работающий штраф.
В то же время, на мой взгляд, от детей требуют слишком многого: взрослые учат это "справа перед слева" на многих занятиях и не всегда выучивают к экзамену, а тут дети должны за три занятия все запомнить и усвоить, а на четвертое сдать. И даже если они сдают (большинство сдает), то это все равно не означает, что они способны самостоятельно ездить по дорогам.
Для тренировки теории рекомендую пользоваться сайтом www.die-radfahrausbildung.de (код доступа к занятиям на первой странице выдаваемой в школе книжки, пробный код есть на сайте). Я бы сказала, что взрослым тоже не мешает потренироваться. Основная проблема в вопросах: множественность выбора. Иногда правильным ответом являются все три предлагаемых варианта. "Недоотвеченный" ответ считается неправильным.

Остальные ожидаемые темы в этом году в этом предмете: Баден-Вюртемберг и половое воспитание. Последнее все сдвигают и сдвигают со второго класса и никак на него решатся, хотя общее учительское мнение, что чем раньше, тем лучше.



Английский, музыка, изо

По английскому все та же бесконечная Салли, все те же приблизительно темы, но больше слов, больше фраз. Дети уже вовсю читают, так и не изучив ни одного правила, на уроке по-немецки не говорят вообще.
Для изучения слов помогает Мемриз - забила слова из третьего класса в Мемриз плюс забиваю актуальные слова из 4 класса. Кому надо - присоединяйтесь (см выше). По английскому это тренировка на немецкое слово написать английский перевод.
В музыке добавился еще один урок - хор. Поют сложные вещи, чем многие дети (мальчики) недовольны ("мама, она нас заставляет учить трели как в опере!").

Навигация Жизнь в Германии

Tags: дети, четвертый класс, школа в Германии
Subscribe

  • Пубертат с научным уклоном

    - И все вон, вон из моей комнаты! - И чего ты визжишь-то? - Это не визг, это фальцет называется! Даже этого не знаешь!

  • Умножение в столбик по-новому

    На каждом собрании учителя убедительно просят родителей не объяснять детям вперед письменное умножение. И этому есть серьезная причина. Методисты,…

  • Kinderbonus

    Сначала небольшое замечание. Необходимость переехать на другой хостинг имела слишком длинный тормозной путь. В результате я переехала на вордпресс,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments