expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Немецкий. Школьная грамматика. Сложности теории - что дети должны знать в 3 классе

Продолжаю темы для родителей, которые хотят помочь своим детям с немецким.

Пунктиром - что проходят, что должны знать по грамматике и какие есть сложности.

Но сначала пример контрольной работы по немецкому на грамматику (в фокусе претеритум, Wortfeld, местоимения) и правописание под спойлером.

[Spoiler (click to open)]
Считаются все ошибки, включая описки, пропущенные по невнимательности буквы, большие/маленькие буквы, даже если задание сосредоточено на грамматике - все по половине балла минус. То есть если задание вписать шесть местоимений, и все местоимения вписаны правильно, но четыре из них написаны с большой буквы вместо маленькой, то из возможных 3 баллов (по половине балла за каждое местоимение) за задание ребенок получает 1. Или если задание переписать текст, заменяя глаголы в настоящем времени на глаголы в претеритуме, то ошибки при списывании считаются за ошибки.
На мой взгляд, считать за ошибку пропущенную букву r в трех формах из шести глагола springen, при том что окончания написаны верно, немного по-людоедски, но такова наша реальность.

1. Диктант.

Am Teich
An einem Vormittag in den Ferien traf ich Lisa. Wir fuhren mit unseren Fahrrädern aus der Stadt. Wir besuchen den Teich, um viele spannende Tiere zu entdecken. Später sahen wir Vögel und Schnecken. Am Schluss zeigte Lisa mir ein Mauseloch.

2. Подчеркнуть прямую речь и поставить недостающие знаки (двоеточия, кавычки, знаки концов предложения - в том числе в середине прямой речи). Например: Da meinte Nico So ein Mist Ich sehe nichts mehr

3. Написать шесть личных форм в претеритуме глаголов sein, gehen, schlafen, kommen.

4. Подчеркнуть в тексте различными цветами существительные, глаголы, прилагательные.

Gestern sah ich mir den Wetterbericht an. Darin stand, dass die Sonne scheint. Deshalb ging ich ohne Regenschirm aus dem Haus. Doch dann zogen große dunkle Wolken am Himmel auf. Ein starker Wind fing an zu wehen. Dicke Regentropfen fielen vom Himmel. Ich rannte schnell nach Hause. Nicht einmal auf den Wetterbericht kann man sich verlassen!

5. Спишите текст, заменяя глаголы в настоящем времени на глаголы в претеритуме.

Ich fahre mit dem Fahrrad an den See. Dort treffe ich meinen Freund. Wir stellen die Räder an einem Baum ab. Schnell ziehen wir unsere Badesachen an und rennen ins Wasser. Es ist sehr kalt. Deshalb gehen wir nach kurzer Zeit wieder raus. Ich steige wieder auf mein Rad und fahre heim. Ahmed bleibt noch am See.

6. Заменить подчеркнутые слова подходящими местоимениями. Например:

Die kurzen Hosen ermöglichen es Tim schneller zu laufen.


7. Вставить подходящие местоимения.

Tims Freunde sitzen am Spielfeldrand. ... sehen sich das Fußballspiel an. Plötzlich ein Foul! ... war völlig unnötig! Hält der Torwart? ... hat gehalten. Die Freunde springen auf. Glücklich tanzen ... einen Freunderanz.

8. В каждом предложении есть одно неправильно написанное слово. Исправьте ошибку и объясните, почему надо писать по-другому. Какую стратегию вы использовали? Ошибки в правописании в обосновании не засчитывались. Неправильные слова были: Formittag, Fahrad, stelte, Meuse.





На мой взгляд, программа очень обширная, а упражнений на отработку не очень много. Часть материала можно было бы спустить во второй класс.
Упражнения давать не буду, так как они легко формируются из текущего материала по правописанию:
- берем любой текст, в который вставляли буквы или писали как диктант, находим разные части речи, находим подлежащее-сказуемое, определяем время глагола и т.п.
- так же имеет смысл делать таблицы для заполнения с разными формами глаголов или формами сравнения прилагательных.
- отдельно отрабатываются длинные-короткие гласные, разбиение на слоги и расстановка по алфавиту: берем слова из списка по правописанию.

1. Фонетика

Должны знать
- что такое гласный и согласный (Vokale / Selbstlaut и Konsonanten / Mitlaut)
- уметь определять длинные и короткие гласные (см. отдельный пост по этой теме)
- деление на слоги (уже разбирала отдельно)

Сложно определять длинные и короткие гласные.
Затруднительно делить на слоги слова, где стекается несколько согласных, и слов, где только одна гласная и много согласных.


2. Алфавит

- знать алфавит
- уметь расставлять слова по алфавиту

Сложность вызывает расстановка слов по алфавиту со второй-третьей-четвертой буквы слов (когда начало одинаковое, а разница начинается дальше).


3. Существительное (Nomen)

- уметь находить и писать с большой буквы
- единственное и множественное число (Einzahl - Mehrzahl)
- суффиксы существительных -ung, -heit, -keit (уметь образовывать, понимать, что все они женского рода)
- сложные существительные (уметь образовывать, использовать соединительную s, если нужна, использовать правильный артикль)

В 3 классе не должно быть ошибок в нахождении в тексте типичных существительных. Могут быть сложности с определением субстантивированных глаголов - они встречаются в тестах, хотя само понятие еще не проходили. Субстантивированные прилагательные проходятся в 4 классе.


4. Артикли (Begleiter)

- определенный и неопределенный артикли (уметь определять, писать правильно в разных падежах)

Бывает путаница в родах, но эта проблема может быть и у носителей языка без "хинтергрунда".


5. Глаголы (Verben, Tun-Wörter (это понятие-костыль еще использовалось в первом полугодии для напоминания, но во втором полугодии уже пишут просто Verben))

- инфинитив (Grundform)
- настоящее время и личные формы глаголов
- формы глаголов sein, haben
- глаголы с приставками, уметь находить отделившиеся приставки в предложении
- претеритум и личные формы, формы неправильных глаголов
- перфект

Сложности:
- забывается (ребенок не дописывает до конца) личное окончание при стечении согласных на конце глагола (в основном в 3 лице)
- есть большие трудности с нерегулярными глаголами даже у читающих детей, эти глаголы надо тренировать отдельно (я, к примеру, знаю формы претеритума лучше своего ребенка, то есть владение немецкой разговорной речью никак не отражается на знании этих форм)
- трудно запоминаются прошедшие времена глагола, чем они различаются
- нет четкого представления о том, когда нужен перфект с ist, а когда с hat.
- формы глаголов sein, haben и модальных глаголов не воспринимаются как глаголы и не опознаются в тексте.


6. Прилагательные (Adjektive, Wie-Wörter)

- уметь находить
- степени сравнения
- суффиксы -lich, -ig приставка un-

Adjektive - это и то, что у нас будет наречия: он шел быстро.
Падежные окончания отдельно не изучаются, но писать их надо правильно.
Есть сложности с нерегулярными формами сравнения - надо отдельно их тренировать.


7. Местоимения (Pronomen, Fürwörter)

- личные (уметь находить, заменять повторяющиеся слова в тексте местоимениями, писать правильно формы)

Может всплыть вопрос с притяжательными местоимениями. Новая грамматика считает, что mein Buch - это местоименное прилагательное, а Das Buch ist mein - притяжательное местоимение. Как считает школа, пока не знаю. Надо поинтересоваться у учителя.


8. Предложения

- типы предложений (Fragesatz, Aussagesatz, Ausrufesatz, Aufforderungsatz)
- субъект
- предикат (простой и составной, но пока только глаголы)
- обстоятельства времени и места

Найти подлежащее и сказуемое обычно не самая простая задача для детей. Особенно сложно не забыть отделившиеся части глагола или определить составные формы.


9. Лексика и состав слова

- понятия приставки (Vorsilbe) суффикса (Nachsilbe) и окончания (Endungen)
- умение находить корень (Wortstamm). В однокоренные слова (Wortfamilie) попадают слова, которые в русской традиции считались бы однокоренными только исторически, так как значения далеко разошлись.
- Wortfeld - слова, относящиеся к одной теме, не обязательно синонимы. Понятие не очень четкое. В "поле слов" слова "говорить" войдут слова: сказать, пробормотать, заикаться, закричать, прошептать, высказаться, заметить...

Трудности: захватываются лишние буквы при определении корня. Также ребенок может не определять однокоренные слова, если там произошло чередование.


10. Пунктуация

- запятая при однородных членах
- знаки препинания при прямой речи

Есть небольшие отличия в постановке знаков препинания в немецком языке.
Так, при повторяющемся союзе при однородных членах запятой не будет (в отличие от русского языка). Есть союз - нет запятой, нет союза - есть запятая:
Esel, Katze und Maus und Hund gehen ...
В прямой речи, если слова автора стоят после прямой речи, нет тире (как в русском), но есть запятая, независимо от знака в прямой речи:
"Hallo!", sagt er.

Навигация Немецкий язык
Навигация Детские темы

Tags: немецкий язык, обучение, третий класс, школа в Германии
Subscribe

  • Книги 10+. Ч.3. Познавательные-2

    Часть 1: ссылка Часть 2: ссылка Переходим к менее толстым книжкам и сначала продолжим естественно-научную тематику, потом перейдем к математике, а…

  • Книги 10+. Ч.2. Познавательные-1

    Интерес к познавательным книгам был у нас всегда, но так, чтобы не мама на нужной странице открыла и отрывок подсунула, а сам взял с полки и начал…

  • Книги 10 лет +. Ч.1. Художественные

    Каждый год я думаю, что все, с книжными закупками закончили, переходим на электронные книги. Но нет, все равно набирается, хотя река превратилась в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments