expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Жизнь третьего класса в немецкой школе. 2 полугодие. VERA

Оценки и контроль качества

Как уже говорилось, жизнь третьего класса вовсе не сахар, в отличие от второго. Гайки затягивают во всех направлениях: несданные домашние задания, оформление тетрадей (куда также входит почерк, который якобы не должен снижать оценку), поведение на уроке, оценивание знаний. Получить чистую 1 за письменную работу - из области фантастики. Обычно от 1 до 4 детей имеют 1.5, очень редко 1-, у остальных оценки хуже. После расслабленных первых двух классов дети просто вздрогнули от оценивания.

Прослойка тех, кто идет потом в гимназию, возникает сама собой: это организованные детки, которые быстро запоминают материал на уроках и не нуждаются в дополнительных тренировках. Те, кто еще "не проснулся", или имеет память похуже, или тот, у кого ведущий канал не слуховой, а зрительный, выпадают из этой прослойки или находятся на границе. Конечно, реалка не катастрофа, и многие даже с хорошими оценками предпочитают связку реалка + проф. образование + вуз, так как чистые "академикеры" имеют не очень хорошие шансы на трудоустройство. Но если вы все-таки мечтаете о гимназии, контроль за содержимым детской головы лучше начинать со второго класса. Для этого вам в помощь, к примеру, мои посты по немецкому языку для третьего класса. На мой взгляд, если математику ребенок с головой еще может усвоить чисто "из школы", то немецкий под большим вопросом, нужна регулярная помощь и контроль дома. В классе моего ребенка хороших оценок по немецкому не очень много.



Одной из главных проблем остается "недоход" школьных материалов до дома. Оценить в реальности, насколько хорошо учится ребенок, очень сложно. Домашние задания, как я понимаю, идут не под оценку, а под "сделал/не сделал". Я еще не видела ни одной оценки за домашку, только галочки. Реальные оценки идут за письменные классные работы и устную работу, что невозможно проследить, так как оценка в дневник не выставляется. Сочинения оценивались сурово, и задания были непростые. Письменные работы по немецкому, хотя и соответствовали программе, но включали в себя задания нестандартные, так что мой тормоз впадает в ступор просто от одной формулировки. Письменные задания по математике были попроще, но и там были задания, которые один раз встречались на классных работах, и дети о них уже позабыли.
Контрольные работы случаются часто. Две недели из трех мы к чему-нибудь да готовимся. Проверяют их неспешно, в течение недели - немецкие учителя не сидят до ночи над тетрадками, как наши.
Очень рекомендую регулярно просить принести домой школьные тетради, так как там бывают задания, которые не встречаются в учебниках. И фотографировать тетради и учебники - так как домой они приходят редко.

Полугодовые оценки, полученные в феврале, имеют градации: 2.5, к примеру, это хуже, чем 2-. Есть еще 1-2 или 2-3. Но годовые оценки будут ровными, причем 2.5 будет округлено до 3. Как любят говорить учителя, 3 - это хорошая оценка (ровно до четвертого класса, когда она становится плохой, а в пятом будет опять хорошая).


Культурная жизнь

На год запланирована одна экскурсия - это был поход на "Петю и волка", которого проходят в третьем классе на музыке (оркестр, инструменты, как они звучат, как соотносятся с персонажами). Так же ожидается спортивный праздник и летний праздник. Гулять вместо физкультуры больше не ходят: учитель - фанат спорта, и в третьем классе уже есть всякие нормативы (бег на длинные дистанции, бег на короткие дистанции, владение мячом). В следующем году планируется короткий выезд "в лагерь" (домики в лесу, костер и спортивные игры). Для этого в этом году, чтобы подзаработать на поездку, хотят устроить продажу выпечки силами третьих классов в школе. Что вполне типично для немецких школ и садов: наш садик продавал выпечку, чтобы заработать на театр, взрослые дети продают в Кауфландах, зарабатывая на какую-нибудь поездку в Париж.


Практические замечания

Проблемой исчезновения канцелярии (у моего ребенка было массовое, неадекватное и необъяснимое исчезновение канцелярских принадлежностей) учителя не заинтересовались. Расследовать, конечно, никто ничего не хочет, так как доказать что-либо затруднительно. Из положения вышла так: обмотала каждый карандаш и все остальное бумагой-самоклейкой шириной в пять-шесть сантиметров и подписала. Теперь наши карандаши видно за три метра, так просто они в "черную дыру" попасть не могут. Содрать самоклейку непросто, ее даже посудомойка с крышек из-под банок с вареньем не отмывает. Пока пропажи прекратились.


VERA

Сравнительные работы по математике и немецкому проводятся в апреле. На прошлой неделе прошла математика, на этой будет две части немецкого (чтение / понимание и грамматика). Сравнительные работы были введены после того, как немцы опозорились на общеевропейской работе PISA лет десять тому назад. С тех пор Германия сильно поднялась в этом рейтинге. Цель работ - сравнить уровень усвоения материала по всей стране, так как программы везде разные: образование входит в земельную компетенцию, а не федеральную.
Учителя сравнительными работами не очень довольны. Они отнимают много времени, требуют большой бумажной работы, которую учителя считают ненужной. Кроме того, задания не всегда сформулированы адекватно и  система оценивания вызывает раздражение. На собрании наш учитель приводил такой пример: ребенок должен найти 9 глаголов в тексте. Если даже он найдет 8 глаголов, за это задание он получит баранку. В его последнем классе ни один ребенок все 9 глаголов не нашел.
На сайте организации, осуществляющей проведение работ, объясняется, почему такая система оценивания: слабые знания оцениваются на других заданиях, сильные задания показывают сильные знания. Т.е. те, кто обладает более низким уровнем, способен справиться с аналогичным заданием в упрощенном виде, а сложные задания показывают количество сильных учеников. На практике это выливается в несколько подобных заданий с разным уровнем сложности. Каждый тест - это около 7 листов, несколько заданий на странице. Большинство тестового типа - нужно отметить галочкой. Выбор возможен как единичный, так и множественный. Часть заданий имеет еще и письменную часть - обоснуй, выскажи свое мнение, ответь на вопрос.

Сравнительные работы не должны оцениваться. Но как говорит наш учитель, его представления о том, в какую школу пойдет дальше ребенок, совпадают с результатами этой работы.

Не подразумевается, что школа готовит детей к сравнительным работам. Тем не менее некоторые учителя делают это. Наших детей не готовили, но я своего ребенка готовила, чтобы не впадал в панику от незнакомых формулировок. Книги по сравнительным работам издаются каждый год, парочка может заваляться в вашей городской библиотеке (можно купить в Амазоне). На мой взгляд, это хорошая подготовка ребенка в целом, безотносительно к тесту. Там используются задания, которые в школе либо весьма поверхностно дают (один раз за весь год), либо вообще не дают.

К примеру, в математике там много заданий на логику и вероятности (Петя берет вслепую три шарика из вазы. В ней 2 черных и 2 белых шарика. Какова вероятность, что: он возьмет три черных шарика; он возьмет один белый шарик... и т.п.), комбинаторику (сколько флажков можно составить из трех цветов), геометрию. Очевидных заданий на сложение и умножение очень мало. Даже простые задачи могут быть сформулированы нетипично.

В немецком языке задания очень разные по сложности и по времени исполнения.
Первый тест посвящен тексту и его пониманию. Тексты весьма разного уровня по сложности. Надо внимательно прочесть текст и ответить на вопросы. Вопросы могут быть простые, а могут быть "с ловушкой" - текст должен быть прочитан очень тщательно. Кроме того, к этому же разделу относят вопросы по значению слов или фразеологизмов.
Второй тест посвящен использованию языка. Здесь есть задания на слушание (прослушай и ответь), на грамматику, на написание текстов (от простых до сложных). Как я думаю, задания выбираются учителем или присылается что-то выборочно изначально, так как дети просто не успеют и ответить на вопросы по грамматике, и написать письмо, к примеру.

Заниматься сравнительными работами лучше начинать с начала третьего класса и выбирать задания попроще или те, которые вообще в школе не проходятся (вроде логики), тогда вы спокойно все повторите в течение года. Если ребенок хорошо соображает, то можно начинать после Нового года.


Предметы

Про немецкий говорить не буду - я много пишу про немецкий в началке и буду продолжать эти темы (см. тэг "третий класс" или "немецкий язык" / навигацию по немецкому языку).

По математике во втором полугодии серьезные темы
умножение "полупрописным" методом, когда снизу записываются отдельными примерами промежуточные результаты умножения (9*18=162
9*10=90
9*8=72)
и сложение/вычитание в столбик.
В немецкой школе в последнее время что-то изменилось в системе обучения сложению в столбик, как сказал наш учитель, и трудно сказать, насколько это соответствует русской системе, поэтому не учите ребенка наперед: во-первых, собьете с толку, а во-вторых, чем больше он будет умножать и складывать в уме, тем лучше.
Много было возни в последний месяц с граммами/килограммами и метрами/сантиметрами. Есть существенная проблема с тем, что дети не могут правильно оценить, в чем что измеряют. То есть на задание "принеси предмет размером в 10 см" они могут принести большую тетрадь или ластик. То же самое касается и граммов-килограммов. Проблема решается работой на местности: берем что-либо и просим оценить размер или вес. В определение веса на глазок хорошо играть в магазине. Также проблему создает перевод метры-дециметры-сантиметры-миллиметры. Уж слишком много здесь промежуточных делений, причем не все в одинаковом соотношении. Зачем детям впихивают дециметры - я за всю жизнь так и не смогла понять. Помнится, сама мучилась в начальной школе, и до сих пор эти знания дециметров  ни разу не пригодились. Не знаю, кто их использует для работы, кроме учителей начальной школы. Думаю, что смысл чисто методический: деление на 10 и приставка деци-.

Кроме четырех основных математических действий и задач, в программе второго полугодия графики и диаграммы, вероятности, развертка кубиков. Другое дело, что подобные темы могут быть пропущены или пройдены по самым верхам в угоду усвоению основных навыков.
В процессе исподволь вводятся дроби, например 1/2 километра. Десятичные дроби пошли еще с начала года - деньги, расстояние и вес регулярно пишут как 0,9 или 1,5. Есть задания, когда 4 евро нужно разделить на 0,5 евро. Фишка в том, что нужно перевести все в центы.

По природоведению с Нового года мурыжат тему погоды, в которую входят: виды осадков, изобретение термометра, измерение температуры, народные приметы, условные обозначения погоды, виды ветра, роза ветров, как образуется ветер, как образуется снег и град, облака и их виды, круговорот воды в природе.
В природоведении как-то все очень разбросанно: тем в Интернете для третьего класса много, выбирает их, видимо, сам учитель, поэтому в разных школах могут быть совершенно различные темы: мусор и его сортировка, энергия, география Германии, тело человека и здоровье, права ребенка, город и т.п. За год они успевают пройти не больше четырех больших тем.
Учебника нет. Точнее, в природе учебники есть, но в школе их не закупили, сочли ненужными. То есть дети, прослушав информацию на уроке, должны ее с лету запоминать. Это если они на что-то претендуют. В качестве пособия выступают тетради с вклеенными в них рабочими листами. Домой их не носят, так как по этому предмету ничего не задают. Поэтому тетрадку надо требовать с ребенка раз в пару-тройку недель. Тесты ведь проводятся, и оценки ставятся.

По английскому поют песни, учат стишки и читают простые предложения, запоминая звучание по облику всего слова, без правил. Темы стандартные, по которым ходят по кругу с первого класса: дни недели, сезоны, весна, цвета, домашние животные и так далее. Мы параллельно проходим программу Reading Eggs дома. Я не в таком восторге, как некоторые родители: то есть эта программа не панацея, и ее недостатки типичны, я их подозревала еще до того, как мы начали заниматься. Но оценить степень полезности попробую осенью, пока не уверена, что из этого получится на длинной дистанции.


Навигация Детские темы

Tags: дети, обучение, третий класс, школа в Германии
Subscribe

  • Розарий в Баден-Бадене

    "Розовые новинки" - так называется розарий в Баден-Бадене. Небольшой, но однозначно достойный посещения. Для меня, конечно, загадка, как…

  • Бретань и Нормандия. Обновление

    Бретань и Нормандия - мое любимое побережье. Немного есть мест, где в один отпуск можно получить и песчаный пляж, и потрясающие скалы, и местный…

  • По Майну. Марктбрайт и Зульцфельд

    Майн выше Вюрцбурга по течению — это милые городки, окруженные крепостными стенами, бесконечные винодельни и популярный велосипедный маршрут.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Розарий в Баден-Бадене

    "Розовые новинки" - так называется розарий в Баден-Бадене. Небольшой, но однозначно достойный посещения. Для меня, конечно, загадка, как…

  • Бретань и Нормандия. Обновление

    Бретань и Нормандия - мое любимое побережье. Немного есть мест, где в один отпуск можно получить и песчаный пляж, и потрясающие скалы, и местный…

  • По Майну. Марктбрайт и Зульцфельд

    Майн выше Вюрцбурга по течению — это милые городки, окруженные крепостными стенами, бесконечные винодельни и популярный велосипедный маршрут.…