expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Логопедический сад с перспективой логопедической школы

Обычно перспектива логопедической школы до смерти пугает родителей, а вот жалобы на отсутствие логопедических садов я слышала. Посмотрим, стоит ли бояться школы и стоит ли мечтать попасть в сад. Мы сейчас с младшим в саду, поэтому инфа изнутри. Школу пока рассматриваю с близкой дистанции.

1. Что такое логопедическая школа и логопедический сад в Германии

Логопедическая школа является школой для детей с нормальным интеллектом и следует обычному школьному плану. Исключением могут быть небольшие города / деревни, где одна зондершуле на детей со всеми проблемами. Но, как правило, на логопедическую школу набирается достаточное количество детей и их не требуется с кем-то смешивать. В логопедических школах небольшие классы, удлиненный школьный день и дополнительные занятия с логопедом. Наибольшее количество детей набирают в первые классы, многих переводят после второго в обычные школы.

Логопедический сад находится при школе или прямо в ней. В группе до 12 детей, один воспитатель, один практикант и один терапевт. Дети свободно играют только часть из того времени, что они проводят в саду. Больше половины времени они занимаются: тематические разговоры в маленьких группах, пение, общий круг, творческие задания, настольные игры или пазлы, терапия в группах или индивидуальная. Часто устраиваются походы в музеи, библиотеку и т.п. В недельном плане один спорт и одна ритмика. Для развития речи используются все поводы: совместная готовка один раз в неделю, подарки от каждого ребенка на день рождения, все годовые праздники. Есть также подготовка к школе: буквы, цифры, дни недели.
Сад бесплатный. Единственная плата - за горячую еду в длинные дни два раза в неделю (когда дети остаются в саду до 15 часов).

Поскольку сад/школа расположены обычно в областном центре, они собирают детей с помощью школьных автобусов. В зависимости от количества детей это может быть большой рейсовый автобус или небольшая маршрутка. Некоторые дети добираются до школы полтора часа. Мой ребенок едет около 45 минут (на машине то же расстояние около 15-20 минут в зависимости от трафика, на трамвае - 20 минут). Большинству детей ездить на автобусе нравится. Накладки редко, но случаются, поэтому с собой у мамы обязательно должен быть сотовый с забитыми номерами транспортной компании.

2. Как это сопровождается с медицинской точки зрения.

Логопедическая школа / сад скорее учебные заведения, чем медицинские. Они проводят диагностику, но не всегда могут выявить причину проблем, скорее предположат, что это может быть, и предложат пройти обследование. Поэтому надеяться на них (и терять время) в плане диагности не стоит: лучше до этого попытаться выбить из врача направления к аудиологу или фониатору, если вы предпалагаете проблемы с ушами или речью соответственно. Ребенок может не говорить также по психическим причинам - эти выявят в SPZ. Иногда имеет смысл записаться на генетическую экспертизу. Они в Германии бесплатные и даже направление от врача не всегда нужно. Прочитайте на сайте генетики вашего региона о том, какие симптомы должны быть, чтобы они вас приняли, и записывайтесь туда.
Но часто причину узнать нельзя - это какая-нибудь родовая травма или еще что-то такое же мутное.
В школе / саду борются с последствиями. Как правило, языковой терапевт занимается постановкой слов и предложений, логопедические проблемы со звуками и мышцами находятся на втором плане - на них не хватает времени. Поэтому логопедический сад может не исключать дополнительных занятий с логопедом.

Дети предшкольного возвраста (а это практически все) в саду проходят обширное предшкольное тестирование. Это тестирование необязательное, оно нужно тем, кто хотел бы попасть без проблем в обычную школу или кто хотел бы оставить ребенка без школы еще годик. Кроме того, тестирование может быть проведено по решению школы. Согласие родителей на тестирование не обязательно: около года назад принято решение (по крайней мере в Ба-Вю), что ребенок имеет свои права на качественное обучение с учетом его проблем, поэтому нежелание родителей отдавать в логопедическую школу не учитывается.
В многочасовом тестировании, которое проходит на протяжении нескольких дней, рассматриваются проблемы ребенка со всех сторон: его владение речью, память, моторика и, главное, его интеллект (по карточкам, похожим на таблицы Равена).

3. Кто попадает в сад.

Логопедическая школа на 80 процентов - это мальчики. Половина детей имеет те или иные проблемы с речью: в очень разной степени - от массивного поражения, заикания до молчаливости и неумения строить фразы. В нашей группе два русских мальчика, которые просто не говорят по-немецки, а по-русски, по утверждению их родителей, прекрасно. Есть еще парочка двуязычных детей с другими языками.


4. Как попасть в сад и стоит ли.

Плюсы сада:

- с ребенком все время будут говорить, поэтому язык он неизбежно выучит, если нет физиологических проблем, препятствующих этому.
- у ребенка будет интересная и насыщенная жизнь, так как логопедические школы часто находятся в центре города и используют это для многочисленных экскурсий.
- логопедические школы и сады больше занимаются творчеством.

Минусы сада:

- ребенок будет в отрыве от вас, вы даже не можете побеседовать с воспитателем после занятий - только по телефону, чаще сначала через автоответчик
- организационные моменты могут доставлять сложности
- большинство детей проходят через сложный диагностический тест
- оставить ребенка на год без школы сложнее, чем в обычном саду, где вы можете сослаться на легкие логопедические проблемы: тут вам скажут, ну прекрасно, мы как раз решаем логопедические проблемы.

Вывод:
Если проблема есть в обоих языках, сад является хорошим решением. И это решение лучше, чем "погодить", так как проблемы могут решиться быстрее, чем если оставить ребенка в обычном саду.
Если же ребенок хорошо говорит по-русски, но не говорит по-немецки, то я бы поискала другие варианты: развивающая группа при логопедической школе, ребенок из старших классов в виде репетитора, класс форшуле при школе, если у него хорошие отзывы. Цель - не создавать ребенку стресс в виде тестов и не отбиваться потом от логопедической школы (и вообще без школы на годик, если вы хотите обождать). Мальчик в 5 лет, родившийся в Германии, имеет права не говорить по-немецки: эта проблема решается в течение года перед школой занятиями (одно если - вы должны быть уверены, что по-русски он говорит действительно хорошо!).

Первый шаг, который нужно делать в возрасте 4 лет, - консультация при школе. Там с ребенком играют и беседуют с родителями, определяя уровень проблемы. Как правило, так сразу в сад не запишут, а запишут в очередь. Но некоторым удается попасть в сад и без года ожидания, если есть свободные места.
В качестве временного решения предлагается бесплатная развивающая группа. Занятия проводятся утром один раз в неделю. В группе 4-6 детей и два педагога. Уже одна эта группа теоретически может решить все проблемы. Преподаватели группы предлагают отказываться от занятий с логопедами, чтобы не было конфликта в голове у ребенка, но это рекомендация, которой вы можете не последовать.
Параллельно придется записаться в SPZ и пройти у них через психолога, педиатра и логопеда. Но если SPZ будет знать, что вы уже и там и сям записаны и посещаете, то цепляться к вам оно не будет.
Ни группа, ни сад не являются обязательными и всегда можно "соскочить".
От школы отвертеться сложнее: как я уже сказала, государство считает, что ребенок имеет свои права, поэтому необходимость в школе определяется специалистами. В качестве альтернативы сейчас возможно инклюзивное образование: ребенок может посещать обычную школу и одновременно заниматься в этой школе со специалистом. Минусы такого варианта: специалист собирает всех инклюзивных детей в школе в группу до 6 человек, то есть ребенок может попасть в группу с детьми, диагноз которых вам не понравится. Кроме того, это может быть не ваша ближайшая школа, так как специалисты есть не в любой школе.
Минус логопедической школы один: хотя с ребенком много занимаются и ему там интересно, усваивать программу он будет по низшей возможной планке, так как проблемы с речью (плюс многие такие дети имеют проблемы с памятью) замедляют усвоение школьного плана. Никакого опережения и сильного класса по определению не будет. Переход из логопедической школы в обычные проходит как после любого учебного года, так и после 4 класса. Попасть в реальную школу после 4 класса логопедической вполне возможно, в гимназию - скорее затруднительно, так как гимназия предполагает хорошую речь и большие нагрузки. Если же ребенок будет сначала переведен в обычную школу, то все будет зависеть от его успеваемости в ней.

Навигация Детские темы

Tags: дети, логопед, обучение, школа в Германии
Subscribe

  • Австрия 2021. Цугшпице Арена

    Начну постепенно отчитываться о последнем отпуске: Лермос (австрийская Цугшпице Арена) - Bad Goisern (озеро Хальштатт) - Gmunden. Никакой особой цели…

  • Выборы 2021

    Даже если вы не выбираете, имеет смысл присмотреться, что день грядущий нам готовит. В первой части указаны основные партии, возможные коалиции и…

  • Розарий в Баден-Бадене

    "Розовые новинки" - так называется розарий в Баден-Бадене. Небольшой, но однозначно достойный посещения. Для меня, конечно, загадка, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments