expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Category:

Жизнь в немецкой школе. 3 класс

Продолжаю отчеты о нашей школьной жизни. Общее впечатление от начала третьего класса - халявы больше не будет, детки! Советую родителям второклассников готовиться к третьему классу заранее. Это касается: в немецком - отработки слов (в Интернете можно найти по запросу Grundwortschatz Grundschule список слов по классам, как правило на сайтах школ или земельных образовательных министерств), в математике - таблицы умножения (не тяните с ней, начинайте заучивать раньше).

В начале еще пару слов о наших достижениях в русском под спойлером.


Русский

[Spoiler (click to open)]
Учитывая, что мы занимаемся один раз в неделю, да и то не каждую неделю, так как случаются накладки, я считаю, что мы достигли многого. Дети, конечно, считают, что русский им не нужен, но со вздохами и за бонусы занимаются. Поэтому развлекательная составляющая очень важна. Орфографические темы усваиваются, но с большим отставанием, что понятно: мало времени на отработку. В этом году вплотную занялись сочинением, так как в школе тоже им занялись.
Проблемы в основном такие:
- стоит неделю пропустить, и все из головы вылетает, включая написание букв
- по многим темам есть такой эффект: сама по себе тема идет на ура, но как только даются слова на разные орфограммы, сразу начинается путаница.
Решается все постепенным спокойным долблением и бесконечным напоминанием правил. В теории мы идем в паре со школой, что дает неплохой результат.
Читаем свободно, толстыми книжками, но приходится сажать читать. Предпочтение отдается уже известным книгам (это скорее характер, чем какая-то закономерность). Последние русские книжки - "Незнайка в Солнечном городе" и "Суббастик". По-немецки читает охотнее, чем по-русски, возможно, книга более интересная (второй Гарри Поттер, первого уже осилили).
Привожу для примера наши диктанты (написаны летом) и сочинение (написаны сейчас). На почерк не обращайте внимания, это наша безрукость, с которой я пока не борюсь, так как иначе не хватит сил на основную программу.
Если кто-то решит дать своему ребенку такие же диктанты, пришлите мне, пожалуйста, фотографию или напишите, в каких словах ошибки и коротко с какими пособиями вы занимаетесь.
Диктант писали в разное время, и пару предложений пришлось проговорить устно за нехваткой времени.

PC141671.JPG
PC141672.JPG


Карандашом исправила я, ручкой девочка

P1010185.JPG
P1010186.JPG

Сочинение по картинке.

PC141673.JPG
PC141674.JPG




Школьная жизнь

Школа слилась со второй городской школой и переехала в ее здание. Плюс началась школа полного дня. Поэтому есть еще некоторый бардак. К школе полного дня отношение скептическое, хотя работающие родители, конечно, рады, что за продленку не надо платить. Три дня в неделю дети сидят в школе до 16 часов, и забирать оттуда ребенка тогда, когда родителю хочется, нельзя. Поэтому посещение кружков становится проблематичным и даже посещение врача превращается в целую историю с отпрашиванием ребенка со школы полного дня. Кружки, которые ведутся в школе полного дня, должны бы подсластить пилюлю, но есть такой момент: ребенок не всегда может посещать именно тот кружок, который хочет, - может не быть мест. А для тех, кто не ходит в школу полного дня, накрылись кружки, которые существовали раньше, - театральный и садоводческий.

Учитель в третьем классе сменился. Нам дали мужчину, он в школе единственный, если не считать директора. Класс считается сложным, поэтому опытный мужчина им полезен.
Третьеклассники резко стали считаться взрослыми. В июле все еще были маленькие, а как пришли с каникул, так сразу были переведены в категорию взрослых. Дети это не сразу поняли и много жаловались на строгости. Сейчас постепенно стали привыкать. Строже стали относиться к опозданиям, забытым учебникам и домашним заданиям, ведению тетрадей. Ведение тетрадей оценивается отдельно. За забытые домашние задания ставят штрихи, с которыми пока не знаю, что делают. За плохое поведение наказывают штрафной работой, лишением спорта.
Очень советую отфотографировать все учебники, как только они попадают в руки. Задания стали задавать на два дня, а учебники и тетради должны носиться в школу каждый день. Поэтому часто так случается, что на первый день задание не сделано, а на второй что-то забыто. Также полезно иметь дома блок отрывных листов по немецкому и по математике соответствующих тетрадям линеатур: лучше сделать дз на отрывном листе, чем не сделать его вовсе, если тетрадь забыта в школе.

Оценки будут по всем предметам два раза в год.

Развлечений тоже стало мало. Не было экскурсий, театра и даже гулять третьеклассники ходят только раз в году. Провели только традиционный Basteltag, когда родители и учителя предлагают детям мастерить разные поделки, а дети ходят по классам и выбирают, чтобы им хотелось сделать.
А вот традиционных адвентовских чтений (все так же родителями) не было. В последний учебный день прошел праздник (без родителей), когда продленочные дети продемонстрировали, чему их научили в цирковом кружке, остальные спели песни или рассказали что-то.

Прошел большой школьный совет, который посещает родительский комитет. По результатам прислали отчет. Меня, как всегда, умиляют рассматриваемые темы: плохое освещение одних школьных дорог, листья на других дорогах, можно ли детям ездить в школу на велосипедах после сдачи экзаменов... Судя по отчету, в первых классах нехватка преподавателей, приходится привлекать социальных работников. За что большая благодарность красно-зеленым (SpD плюс зеленые), которые добились этого потрясающего результата.

С точки зрения экипировки ничего существенно не изменилось: стало нужно больше тетрадей, маркеры. Разрешили писать стирающимися ручками, которые в том году то разрешали, то запрещали. Многие мелкие вещи, вроде карандашей и ручек, чистой тетрадки куда-то таинственно исчезают. Я подозреваю, что их таскают, но не будешь же заставлять весь класс выворачивать рюкзаки и зря скандалить не хочется, так как отразится в первую очередь на ребенке. Пока думаю над решением проблемы.


Немецкий язык

Учебник - Zebra 3. У детей такой пакет: тетрадь "Язык" и тетрадь "Чтение/Письмо". Вторая тетрадь, на мой взгляд, сильная: разные (интересные) виды сочинений и внимательное чтение. Есть еще в серии: книга для чтения (читающая зебра), дополнительная книга к темам тетрадей (с чемоданом), для продвинутых (на скейтборде), дополнительных упражнений (с шаром и ракетой) и для отстающих (с корабликом).

Раньше видом контрольной письменной работы в третьем классе был диктант, теперь сочинение. В году три контрольных сочинения. Развитием речи занимались блоком - недели три беспрерывно писали начала сочинений, середину, конец, тренировочное сочинение. Что я только приветствую: сейчас они стонут, а потом будут рады, что умеют их писать. В начале года писали также сочинение о каникулах, а после Basteltag - отчет об этом дне. Третьеклассники должны уметь писать сочинение - историю по картинкам, сочинение - рассказ о событии (из собственного опыта или по одной картинке, которая содержит ситуацию), сочинение-отчет.
Оффтоп: ну почему российские дети должны писать сочинения по таким кошмарным, убогим картинкам?!! Я пыталась найти серии картинок в русском Интернете, но, кроме прекрасных, но уже обычно освоеных в дошкольном возрасте картинок Сутеева и Веселых картинок, нашла только жуткое убожество.
В сочинении должны быть:
- структура (вступление, основная часть, концовка), логика в изложении
- соблюдение времени повествования (либо все время настоящее время, либо все претеритум, а в прямой речи настоящее)
- выражение эмоций героев (прямая речь героев, слова, выражающие чувства и эмоции)
- мало повторений в начале предложений и в словах (und, und dann, dann...)
- надо стремиться добавлять больше прилагательных
- герои должны быть индивидуализированы, как минимум иметь имена
За отсутствие (присутствие) всего вышеперечисленного оценка снижается. Контрольное сочинение приходит под роспись с большим комментарием после. Сочинение надо исправить-улучшить. Ошибки учитываются только в тех словах, которые уже пройдены. У нашей подружки было 9 ошибок, но в словах, которые они не проходили, поэтому она получила 1,5.
Избежать повторов слов помогает книга (по сути, школьный словарь синонимов) Sag es besser (старое издание, новое издание. У меня старое издание, куплено со скидкой как "мангель-экземпляр", оно немного короче, и оно часто бывает в библиотеках. Новое еще глазами не видела).


В течение года проходят все орфограммы, связанные с длинной и короткой гласной: удвоение согласных разных видов и удлинение гласных. Но проходят недостаточно: явно не хватает упражнений. Поэтому я советую давать упражнения дополнительно, параллельно со школой, не дожидаясь, пока правил накопится так, что справиться с этой горой будет намного сложнее. По учебнику понятно, какие орфограммы проходятся. Часть из них уже разобраны мной в темах "Школьная грамматика", серия будет продолжаться. Там даны упражнения и примеры на каждое правило, из которых можно составлять свои диктанты и упражнения.
Периодически выдают слова для запоминания. Некоторые из них имеют объяснимые правилами орфограммы, некоторые словарные слова. Предлагается их запоминать разными методами. Методы перечислены в специальной книжечке. Мне больше всего нравится картотечный метод, так как он позволяет опрашивать устно, а писать только выборочно слова, в которых часто делается ошибка (берем в магазине коробку для карточек, покупаем карточки, разрезаем пополам, чтобы сэкономить место и деньги, пишем слова и переставляем их из раздела в раздел по мере того, как слово запоминается. Ошибка на любом уровне возвращает слово в первое отделение).

Из теории в 3 классе повторяют и дополняют части речи, проходят частично формы (множественного число, прошедшее время у глаголов), проходят подлежащее и сказуемое, части слова (корень, типичные приставки и суффиксы), однокоренные слова. В общем, программа обширная. Судя по всему, полное освоение не подразумевается, так как отработки не очень много. В следующих классах к этому всему будут возвращаться. Но тем не менее, программа плотная и вполне соответствует третьему классу.

В конце года проходят тесты по немецкому и по математике под названием VERA 3. Об этом на собрании не говорили, но хорошо иметь друзей с более старшими детьми. В библиотеке я уже взяла книги с образцами теста, и их еще можно посмотреть в Интернете (https://www.iqb.hu-berlin.de/vera/aufgaben). О тесте еще буду писать ближе к делу.


Математика

По математике проводится шесть контрольных работ в год. Учебник - Welt der Zahl (тетрадь, учебник, для тех, у кого проблемы, для тех, кто впереди паровоза, в серии есть еще дополнительные книги для счета, по геометрии).

Основные темы по математике в 3 классе: счет в пределах тысячи, геометрические формы, умножение и деление в пределах тысячи (но пока не в столбик), текстовые задачи, километры, вес, деньги, вычитание и сложение в столбик. Уравнений как таковых нет, в отличие от российской школы, что я считаю скорее плюсом. Но примеры, аналогичные уравнениям, уже есть, просто вместо х стоят знаки вопроса или другие буквы.

В первой "четверти" повторение. Много слабых мест. Во-первых, дети еще не успели твердо усвоить таблицу умножения. Поэтому было бы полезно повторять ее на летних каникулах. Во-вторых, деление было в самом конце года, тоже далеко не все хорошо его усвоили. А еще за неделю до контрольной вдруг неожиданно возникло деление с остатком - просто вдруг в домашнем задании возникла буква R, на которую ребенок уставился с видом полного неузнавания, так что мне пришлось срочно гуглить, что имелось в виду (от Rest - остаток). То ли оно должно было быть уже во 2 классе, то ли считается, что недели на усвоение этой темы достаточно, но усвоить ее мы не успели. В-третьих, возникли задачи. Во втором классе они были, но совсем мало и они не занимались отработкой оформления. А в контрольной уже надо было написать все правильно. Плюс была задача с заданием поставить вопрос, а потом решить. Что без отработки сложно. Оценки поэтому за первую контрольную были слабые у многих.
Вторая "четверть" посвящена часам (повторение и закрепление второго класса и задачи на длительность: Макс пошел гулять в 10.45 и вернулся через 55 минут, во сколько он был дома и т.п.) и переходу к трехзначным числам. Много времени уделяют четкому определению единиц, десятков и сотен, но ко второй контрольной дети должны уже складывать и вычитать (простые примеры). Вторая контрольная была довольно простой, оценки были повыше, чем за первую, но все равно у некоторых были тройки.
В ближайший месяц будут объемные фигуры и их проекция, полноценное сложение и вычитание трехзначных чисел.

Я готовлю список задач для своего оболтуса, выкладывать в сеть не буду, но могу скинуть по запросам в личку.

Также будет тест VERA 3, ссылки давала выше.


Натур-культур

Темы этого предмета для меня в основном загадка. Знаю только, что проходили в последнее время "картошку". Это включает полное изучение ее цикла развития, приготовление, вредителей с их циклом развития (колорадский жук и бабочки). Тетрадки домой не приходили, поэтому больших подробностей не знаю.


Английский

Английский, искусство и музыку ведет другая учительница. Она ведет весь урок на английском языке, без перевода. Дети сначала были в шоке, потом привыкли. Читают, не пройдя ни одного правила: просто запоминают звучание и как оно соотносится с написанием.
Заплатила за программу Reading Eggs, посмотрим какой будет результат. Занимаемся месяц, 36 уроков пройдено, пока не понятно, что осталось в голове, так как поначалу все довольно просто. Но темп замедляется, что означает усложнение материала. Сейчас начались фоники (Sam hat a rat и т.п.). В программе ребенок зарабатывает яйца и, как я недавно выяснила, но пока "забыла" сказать сыну, эти яйца можно потратить в программе на игры. Когда начнет теряться интерес, расскажу про эту возможность.
Tags: дети, обучение, третий класс, школа в Германии
Subscribe

  • Зальцбург, Зальцкаммергут и прилегающие регионы

    Проверила, дописала, добавила фотографии, сделала две карты. Карта достопримечательностей Зальцкаммергута и севернее Карта…

  • Вокруг озера Люцерн

    Обновила темы по озеру Люцерн и сделала карту по региону. Группа постов, посвященных озеру Люцерн (Vierwaldstättersee): Карта…

  • Новое туристическое

    Новые туристические темы, чтобы хоть немного улучшить безотпускной год. Карта достопримечательностей вокруг Юнгфрау - здесь. А также большой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments