expat_rusde (expat_rusde) wrote,
expat_rusde
expat_rusde

Categories:

Плохоговорящий / неговорящий ребенок и тупой педиатр. Куда идти и как бороться

Обновление темы здесь

Многие педиатры до сих пор уверены, что неговорящих детей нужно мариновать в этом состоянии как можно дольше и сами навстречу, радостно размахивая рецептом к логопеду, не бегут. В то же время встреченные логопеды придерживаются мнения, что чем раньше, тем лучше. Я тоже считаю так. Особенно это касается двуязычных детей, так как чем младше ребенок, тем обычно меньше в его окружении смешения языков. Введение второго языка не является причиной логопедических проблем, но ухудшает ситуацию, поскольку мозг должен разобраться в двух языках. По моему опыту, двуязычных детей во всех организациях, занимающихся терапией, больше, чем одноязычных. И как правило, наибольшие проблемы у второго ребенка. Иногда рекомендуют отказаться от второго языка. Такое предложение от врача является признаком его слабой квалификации, по крайней мере в области развития детей. Отказ в данном случае дела не исправит и имеет смысл, только если языком, который оставляют, вся семья владеет идеально.

Шевелиться лучше уже в 2.5 года, особенно если к этому возрасту нет слов или их меньше десятка, если вместо слов невозможная каша. Потому что когда вы дождетесь наконец обещанных педиатром 4 лет, тот же педиатр бодренько вам скажет: а он у вас, может, и вообще не заговорит! и начнет посылать вас по инстанциям, так что 5 годам вы дойдете наконец до логопеда, но это уже будет, мягко говоря, поздновато, потому что в случае серьезных логопедических проблем важно время и постоянная терапия.
Кроме того, из-за того что ребенка никто не понимает и он не может выразить свои желания, возникают дополнительные трудности в поведении, которые еще больше замедляют и усложняют терапию. Типично и вполне объяснимо, что эти непонятые дети уходят в свой мир и/или ведут себя агрессивно по отношению к другим. В то же время другие дети не воспринимают неговорящего ребенка всерьез, играя с ним без слов, как с младенцем, и не пуская его в игры, соответствующие его возрасту.

Ваш педиатр не желает шевелить пальцем, говорит, что ребенок просто лентяй / не созрел / щас как заговорит, и вы не можете поменять педиатра:

- поговорите с ним на повышенных тонах (как ни странно, действует). Приведите в качестве примера афазию (алалию по-русски): везде написано, что в этом случае чем раньше, тем лучше. А он не компетентен определить, афазия это или нет. Гуглим на kindliche aphasie logopedie и находим например, здесь: http://www.logopaedie-becker-frankfurt.de/sprachtherapie.html

- возьмите письмо из сада с описанием ситуации и настойчивым требованием логопедии. Педиатры считают родителей тупыми, но верят воспитателям.

- если метод убеждения на врача не действует, ищем ближайшую организацию Frühe Hilfe и посещаем ее. Эта организация объединяет усилия логопедов, эрготерапевтов, психологов и социальных педагогов, предназначена для детей с рождения до 3 лет. Мы про нее поздновато узнали, но мне сказали, что это очень хороший вариант и туда можно прийти без назначения врача. Думаю, и назначение врача туда получить гораздо легче, чем к логопеду. Эта организация сама решает, к какому терапевту выдать направления и рулит вашим врачом. В отличие от SPZ, туда попасть обычно полегче, поскольку дети только младшего возраста.

- ваш врач говорит: так уж и быть, но сначала сделайте проверку слуха у спецврача (детского аудиолога), а потом получите рецепт. Запись к этому спецврачу, как правило, не меньше 3 месяцев, а реальнее за полгода. Но вы-то знаете, что ваш ребенок слышит нормально. И вы не обязаны идти именно к аудиологу. Запишитесь к аудиологу в крупную больницу, а тем временем ищите другие варианты. Вы можете проверить слух и в других местах. Например, люди проверяют у обычного отоларинголога. Проверяют слух также спецшколы для детей с ослабленным слухом. Поищите сайт такой школы в ближайшем районном центре.

- следующее место "посыла" у педиатра: а сходите-ка в SPZ (социально-педиатрический центр), без SPZ ничего не дам. Тут можно и покричать на тему: время ожидания термина в SPZ до полугода, время обследования от момента подачи документов и заказа термина до финального разговора - до 9 месяцев, а то и больше. При этом SPZ редко берет детей к себе на терапию, они занимаются диагностикой и рулежкой процесса, рекомендуя ту или иную терапию. Там вас прогонят через врача, логопеда и психолога, которые потом совместно дадут свое заключение о десяти листах. Поэтому ожидание SPZ без посещения логопеда - это чистой воды потерянное время, которого вашему ребенку и не хватает. Терапию SPZ никак не заменит.

- выбирая логопеда, ориентируйтесь не просто на положительные отзывы, а как следует расспрашивайте про методику. У вас нет времени пробовать неудачных логопедов - 2-3 месяца ждать очереди, потом еще через месяц понять, что терапевт не подходит. Предпочтительнее более молодые специалисты, проводящие терапию с помощью игр. Два специалиста, которые мне понравились, использовали также методику Padovan.

- логопедическая школа - то место, куда также обязательно надо сходить, независимо от того, послали вас туда или нет. Там вас запишут на разговор со специалистом. На этом разговоре вас могут записать в логопедический сад (правда, попасть туда раньше 5 лет маловероятно) и могут предложить место в развивающей группе (один раз в неделю, в основном 4-летние дети). Развивающая группа - это бесплатно и не требует никаких направлений от врача.
Логопедическая школа не является чем-то неприятным, вроде зондершуле. Туда берут детей только с нормальным интеллектом, проходят ту же программу, что и в обычной школе, но дополнительно занимаются логопедией и развитием речи. Заканчивается эта школа позже обычной, детей привозят и увозят на школьном автобусе.
Tags: дети, логопед, медицина в Германии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments